Главная >  Амплитудно и частотная характеристика АС 

1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

диапазоне частот 250-8000 Гц, не должны отличаться больше, чем на ±4 дБ В практике конструирования АС обычно измерялась я нормировалась характеристика направленности только по АЧХ, однако для восстановления временной структуры aajKOBoro поля необходимы также измерения характернстики по ФЧХ (или прост анственного распределения ГВЗ), что в настоящее время используется при проектировании АС

Полную звуковую энергию, излучаемую АС в окружающее пространство, определяют с помощью измерения акустической мощности Методика измерения акустической мощности АС в условиях свободного поля и в реверберационной камере дана в ГОСТ 16122-78 [1 1] Зависимость излучаемой акустической мощности СЯ частоты называется частотной характеристикой акустической мощности (рис 1 13) Исследования влияния различных условий в


Рис 1 13 Частотная ха рактеристика акустической мощностн

помещениях прослушивания иа субъективно воспринимаемое качество звучания АС показали, что частотная характеристика акустической мощности наилучшим образом коррелирует с субъективно воспринимаемой АЧХ в помещении, построенной методом сравнения с эталонным источником [1 20] Основным параметром для оценки качества работы АС в реальном реверберирующем помещении предлагается считать неравномерность частотной характернстики акустической мощности Этот параметр еще не нормируется в рекомендациях МЭК, однако он уже широко используется в практике конструирования АС категории Hi-Fi В современных АС достигнут минимальный уровень неравномерности АЧХ на осн (до ±2 дБ), поэтому основной причиной неравномерности частотной характеристики акустической мощности являются изменения ширины характеристики направленности как функции частоты В многополосных динамических АС причиной этих изменений могут служить неудачное расположение громкоговорителей, неправильный выбор частот среза, неоптнмизироваиные по этому параметру фильтрующе-корректирующне цепи и т д. В диностатических системах, например, причиной таких резких изменений может служить переход от динамического излучателя к плоскому электростатическому, характеристика направлеииости которого существенно более узкая Психофизиологические исследования влияния этого фактора иа субъективное восприятие показали, что АС, имеющие хорошую осевую АЧХ (т е. с минимальной неравномерностью), но плохую (т е узкую, с резкими изменениями ширины при изменении частоты) характеристику направлеииости, звучат для



слушателя, находящегося на оси жестко и утомительно [1.21], так как стереообраэ смешается с изменением спектрального состава сигналя Поэтому к характеристикам направленности АС категории Hi-Fl предъявляются требования по однородности (т. е. отсутствию резких аяменений в ширине, особенно в области средних частот), что обеспечивает соответственно минимизацию иеравно-мерностн частотной характеристики акустической мощности.

1 6 ИСКАЖЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ мощности ПОЛНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ

Одним из главных требований к высококачественному воспроизведению АС является обеспечение неискаженной передачи динамического диапазона передаваемых сигналов Речевые и музыкальные сигналы представляют собой случайные слабо коррелированные временные процессы Оии могут быть определены соответствующими распределениями по уровню, времени И частотам, а таь е динамическим диапазоном, частотным диапазоном и временем корреляции отдельных участков [1.22].

Уровнеграмма (т. е. зависимость уровня сигнала от времена при заданном времени усреднения т) музыкального отрезка показана на рис 1.14 Для описания такого сигнала вводится понятн*


ДБ НО

Лтаа:

ZS по ш 1Ш esoo г/ц\

Рис I 14 Уровнеграмма музыкального сигнала (а) н частотная характеристика шумового сигнала, рекомендуемого для испытаний АС (б) ; -действующие реконекдацш МЭК 2-новые рекомекдацив МЭК

Лср-среднего уровня, Ита, Wmin-квазимаксимального и квазн-минимального уровней (Wmai, Wmin - определяется как уровни, для которых относительная длительность с)тцествоваиия сигнала с уровнем не ниже (соответственно не выше) его равна 27о для му аыкальных сигналов и 1% для речевых [1 2]) Разность D=-Nma- -Nmin называется дшамическим диапазоном сигнала, а Д=Л?т ---Ncr - пикфактором (при времени усреднения за длительный промежуток времени- не менее 1 мин для музыки и 15 с для речи).

Значения средиего звукового давления Рср, пик-фактора П, пиковой акустической мощности W и частотной области иаивысши* пиковых значений Af для некоторых HHcrpjineHTOB даны в табл. 1 i [1.22].



Таблица II

Ивпрунеит

к. и

П. ДБ

4/. Гц

Рмш,

Орган

Оркестр из 75 ин-ст)>ументС1В (проба А)

То же (проба В)

3,6 4,5

0,26 0,21

0,SI

9.8 13,2

17.7

0.276

0.35

260 600 2S0 500

2000 2800 250 БОО 8000 12 ООО

0,46

27,8

66,5

Анализ статистических свойств реальных музыкальных и речевых сигналов, приведенный, в частности, в работе [1 28], позволяет сформулировать требования к необходимому динамическому диапазону АС и соответствующим электрическим мощиосгям

Пиковые уровни давления в современной и классической музыке достигают значений [1 23] рояль- 103 дБ, классический оркестр (18человек) - ИгдБ.оргал-116 дБ, рок-музыка (свлект-ронным усилением) - 128 дБ и т д (Измерения выполнялись в переднем ряду слушательских кресел в концертном зале ) Если определить динамический диапазон частот АС как отношение максимального пикового уровня звукового давления передаваемого сигнала к уровню шумов, прослушиваемому в паузе, то требуемые величины динамических диапазонов АС составляют 90 . 118 дБ в-зависимости от вида программы [1 23] В современных цифровых звуковоспроизводящих трактах уже достигнут динамический диапазон 96 дБ (при 16-разрядиом кодировании), поэтому проблема обеспечения вышеуказанного диапазона в АС стала чрезвычайно -актуальноК

Для Характеристики способности АС к неискаженной передаче пиковых уровней в технической литературе и каталогах употребляется параметр - максимальный уровень звукового давления-maxSPL Для подавляющего большинства выпускаемых систем значения его лежат в пределах 102 105 дБ Однако за последние годы для работы с цифровыми трактами появились АС, у которых maxSPL составляет 110 125 дБ Обеспечение таких значений является одной из труднейших проблем в проектировании АС категории Hi-Fi Как уже было отмечено в § 1.2, большинство АС имеет характеристическую чувствительность 86... 93 дБ/Вт/м, Следовательно, чтобы обеспечить максимальный уровень звукового давления НО дБ на расстоянии от одного метра и дальше к акустической системе необходимо подвести мощность от усилителя 100 - 200 Вт. Обычно в каталогах на современные АС категории Hi-Fl указывается рекомендуемая мощность усилителя. Поскольку в практике конструирования АС и УЗЧ используются разные определения мощностей, вопрос об их согласовании стал настолько важен, что в МЭК разработаны специальные рекомендации по этму вопросу.



1 2 3 4 [ 5 ] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53