Главная >  Амплитудно и частотная характеристика АС 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53

венныопыт отражен в отраслевом стандарте ОСТ4.202.003 Субъективная оценка качества звучания. Методы испытаний .

Анализ применяемых методов субъективной оценки качества звучания акустических систем показывает, что по виду применяемого звукового образца, определяемого способом обеспечения звучания реальных программ, принимаемых за эталонные, они могут быть разделены иа следующие группы: 1 - сравнение звучания Ас со звуком другой акустической системы, принятой за эталонную - метод парного сравнения , 2 - сравнение звучания АС с изображением звука в памяти эксперта ( метод абсолютной оценки качества звучания ), 3 -сравнение звучания АС с живым звуком.

Большинство исследовательских центров применяют при прослушивании метод парного сравнения как наиболее удобный для технической организации. Этот метод внесен в ОСТ4.202.003 и МЭК 218-13. Фрагменты музыкальных и речевых передач попеременно переключаются на образец и испытуемую АС. Задачей экспертов является оценка испытуемой системы по заданной шкале в сравнении с эталонной. Прн этом испытуемая АС и образец должны быть закрыты акустически прозрачной ширмой. Для аппаратуры Hi-Fi эталонный образец должен быть предварительно отобран го второму илн третьему методу высокопрофессиональными экспертами по критерию максимальной естественнос-га звучания. Прн этом в соответствии с рекомендациями МЭК [1.34] эксперты должны при парном сравнении иметь в виду большую или меньшую степень близости к оригинальному звучанию музыки и речи.

Применение метода абсолютной оценки качества звучания возможно только при использовании Б качестве экспертов специалистов, имеющих большой опыт в области слухового контроля звуковоспроизводящей аппаратуры и постоянную практику прослушивания натуральных звучаний (например, звукорежиссеры, опытные разработчики, музыканты). В таком случае изображение звука в памяти экспертов является достаточно стабильным и позволяет нм выявить недостатки прослушиваемой АС по сравнению с натуральным звуком. В Этом случае шкала оценок существенно отличается от первого случая и дополняется специальными описательными прилагательными (прозрачный, четкий, звонкий и т. д.), что дает возможность проводить абсолютную оценку качества звучания. Такой метод чрезвычайно полезен в процессе разраСоткн АС.

Сравнение звучания АС с живым звуком - самый информативный метод для Оценки аппаратуры Hi-Fi, поскольку именно он позволяет наиболее точно оценить степень естественности ( реализма ) звучания АС, что и является целью создания этого вида аппаратуры. Однако организация таких прослушиваний встречает значительные трудности. Подбор программ прослушивания, формирование тестов является одним из важнейших факторов. Оказывающим влияние на результаты испытаний. Чаще всего в качестве звукового материала используют музыкальные и речевые



программы, иногда искусственные испытательные сигналы. Пр подготовке программ для АС категории Hi-Fi выбирают матерв. ал с заведомо известными условиями записи, максимально приближенными к условиям концертного зала, без введения дополнитель. иых эффектов. Отрывки программы должны отличаться друг о друга так, чтобы можно было продемонстрировать различные ас. пекты качества звучания АС.

В рекомендациях МЭК указывается, что в программы должно быть включено не менее пяти отрывков, содержащих выступление симфонического оркестра, играющего фортиссимо, звучание таких инструментов, как рояль, Скрипка, виолончель, духовые н струи, ные, медные и ударные, сольное и хоровое пение, а также речевой отрывок (преимущественно мужской голос). Отрывки, нз которых составлена программа, должны быть одинаковой длительности (от 20 до 40 с). Паузы между повторяющимися отрывками должны быть 1-2 с.

Уровни прослушивания программ также оказывают существен ное влияние на результаты сравнительной и абсолютной оценке АС. При прослушивании аппаратуры Hi-Fi уровни прослушивания должны быть близки к уровню оригинальной музыки илн речи прн исполнеинн в первичном помещении. Прн прослушивании разнородных по характеру отрывков (сольное пение, ансамбль, оркестр н т. д.) уровни могут быть разными и должны быть установлены предварительными тестовыми прослушиваниями. Учитывая значительное различие в предпочтительных уровнях прослушивания для различных экспертов, в документах МЭК [1.34] рекомендуется проводить прослушивание при нескольких уровнях с градацией 10 дБ. При сравнительной оценке качества звучания необходимо выравинвать уровни громкости с целью минимизации нх влияния иа результаты испытаний. Выравнивание производится на шумовом сигнале субъективно илн с помощью шумомера по кривой А

Подбор и методы тренировки экспертов являются существенным моментом в организации субъективных экспертиз, определяющим достоверность и повторяемость полученных результатов. Выбор экспертов зависит от коитиигевга слушателей, иа которых данная аппаратура рассчитана. Поскольку аппаратура Hi-Fi предназначается прежде всего слушателю, имеющему большой н постоянно подкрепляемый опыт прослушивания музыкальных программ в концертных залах, то и контингент экспертов должен выбираться нз числа лиц, имеющих дело с естественным звучанием (музыкантов, звукорежиссеров, дирижеров, разработчиков с большим стажем прослушивания н т. д.).

Выбор и способ акустической обработки помещения прослушивания способны коренным образом повлиять на результаты суб1>-ектнвной оценки АС. Помещение для прослушивания должно в идеале соответствовать тем жилым помещениям, в ксггорых АС будет использоваться. Однако лрактнчески каждое помещение вносит свою окраску в звучание аппаратуры, определяемую структурой



отражений в нем, которая в свою очередь зависит от размеров и формы помещения, распределения звукопоглощающего материала я т. д. Специальные исследования для определения средних параметров жилых комнат позволили поставить следующие требования к помещению прослушивания; объем - 50... 100 ы; высота - 2,5... 3 м; длина - не менее 6 м, ширина 3.5 м (для моно ), более 4 м (для стерео ). Требования к .члектрическим параметрам включают в себя требования к усилителю мощности, носителям програ.чм (магнитофонам, электрофонам и др.), соединительным проводам, переключателям и др. Для аппарат-ры Hi-Fi тракт прослушивания должен состоять из элементов высшего класса качества.

Методы статистической обработки полученных результатов приведены в документах МЭК 581-1 и ОСТ4.020.003.

Многие фирмы имеют крупные центры прослушивания, которые проводят оценку всей акустической аппаратуры, представленной па рынках США, Японии, Франции и т. д.

В отечественной практике конструирования вновь разработанные н выпускаемые АС проходят субъективную эксптизу в со-огветствин с ОСТ4.202.003 при типовых испытаниях и испытаниях опытных образцов.

ГРОМКОГОВОРИТЕЛИ. АНАЛИЗ ИСКАЖЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

2.1. обшие сведения

В подавляющем большинстве акустических систем категории Hi-Fi используют электродинамические днффузорные громкого-ворители (остальные виды излучателей: электростатические, электретные, пьезо-пленочные н т. д., - составляют 10... 15% от общего выпуска). Динамические диффузорные громкоговорители серийно выпускают давно (конструкция была запатентована в 1926 г.). В течение всего периода их выпуска ведутся интенсивные исследования, направленные иа совершенствование нх конструкции н улучшение электроакустических характеристик, поскольку громкоговоритель является основным элементом акустической системы, в значительной степени определяющим ее параметры и качество звучания. Сведения по классификации громкоговорителей. Их устройству и способам расчета основных элементов изложены в монографиях [2.1; 2.2; 2.3; 2.4; 2.5 н др.]. В данной главе будут проанализированы только результаты исследований физических процессов, методики расчета и проектирования громко-2-105 83



1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53