Главная
>
Классификация трансформаторов (§ 4.5). В целом, кроме небольших катушек с малым числом витков, предпочтение надо отдать каркасной конструкции, хотя унифицированные силовые т. м. м. выпускаются пока бескаркасными (см. рис. 2.25). Применяемая терминология Рис. 2.12. Литые и прессованные каркасы для катушек т. м, м, условна, поскольку и гильза является, конечно, своего рода каркасом. Гильзу и каркасы делают из электротехнического картона толщиной 0,3-2 мм, гетниакса, изоляционных прессованных бумаг. В последние годы для т. м. м. спецназначения все чаще применяют литые или прессованные гильзы и каркасы (рис. 2.12). Они проч- нее механически и электрически, толщина стенок у них меньше. Для т. м. м. наименьшей стоимости массового выпуска выбраны все же сборные каркасы из картона, щеки которых соединяют со стаканом при помопщ замков (щели по углам перекрывают до намотки бумагой). Для изоляции обмоток по торцам друг от друга каждую последующую обмотку укорачивают, заполняя оставшееся место изоляционным буртиком из бумаги. У гильзовых обмоток буртик нужен и для изоляции первичной обмотки от сердечника. Гильзовая катушка дана на рис. 2.13. Часть буртиков можно исключить Рис. 2.13. Бескаркасная (гильзовая) катушка т. ы. м.; / - сердечник. 2 ~ изоляционная гнльза. 3 - изиляцио11>1ы11 буртик (от ярма). - то же (межобмоточный), 5 - слоерзя изоляция, или уменьшить, заделав торцы изоляционными пастами (весьма нетехнологнчная операция). Пасты дают и гермети-чацию торцов, У галетных т. м. м. изоляция между первичной обмоткой и галетами вторичных, а также между отдельными галетами осуществляется слоем лака или компаунда. У ТТ каркас оказывается ложем для сердечника (см. рнс. 2.15). Однако у низковольтных силовых ТТ можно обойтись без каркаса. Наши опыты показали, что достаточно пропитать сердечник и наложить тканевую или другую июляцию, чтобы обеспечить и электрическую прочность и сохранность магнитных характеристик сердечников после 11;1Л0жения обмоток даже в случае применения чувствитель-[1ых сплавов (см, гл. 4), Это позволяет уменьшить длину И1Тка обмотки и поэтому эффективно. Сейчас подобная Осзгильзовая конструкция исследуется и для других типов I. М- М- с ЛС. В этом случае у сердечника режутся ие про-лольные, а поперечные ярма, а подшлифованный (обужеи-iir.Hi) стержень при намотке катушки выполняет роль кар-к;1са. Стержень изолируется лавсановой пленкой в несколько слоев. В принципе от безгнльзовьтх т. м. м. можно ожи-i;iTb уменьшения объема, особенно при малых размерах, 1И) перснектниы их практической реализации пока не ясны. Слоевую изоляцию прокладывают при намотке либо через каждый слой, либо через несколько слоев (§ 6,6), I. качестве изоляции используют материалы толщиной I. сотые доли миллиметра - бумаги, тканевые материалы, I шпетическне пленки (лавсан, фторопласт). Выбор материа-1,1 определяется рабочей температурой, условиями пропит-111, требуемой надежностью (§ 3,3), его толн;ина - диамет-IKiMii проводов (§ 6.6, рис. 6,3), Например, у уиифициро-ii;iiiriux т. м. м, типов ТПП и ТНВС (§ 14,8) в качестве изо-г.тпи использовано три слоя лавсана. У краев слоя изоля-IIIIIO иногда подворачивают, чтобы ие произошло западаиия 1411ков из слоя в слой (рнс. 2.13). С той же целью применяют подклейку витков провода. При намотке на каркас I .,кчьп1 слой укладывают нлолъ всего каркаса, при бескар-I .пион каждый верхний слон делают обычно несколько I мроче низлежащего, причем во избежание сползания внт-I т: намотанные слои скрепляют нитками, У галетных обмо-мк слоевой изоляции нет. В этом случае, как и при намотке нп\(,ток лентой или фольгой, понятия витковой и слоевой и юляции совпадают. Межобмоточная изоляция принципиально выполняется так же, как слоевая, но укладывается обычно в несколько слоев, число которых зависит от испытательного напряжения между обмотками (§ 6.6, табл. 6.1). Наружная изоляция служит для защиты т. м. м. от механических и других воздействии внешней среды, в частности от повышенной влажности. Наиболее радикальное Рис-. 2.14. Гермстнэирооэнные т. м. м. в металлическом кожухе. решение этой проблемы - герметизация т. м. м. в кожухе (рис. 2.14). В последние годы применяют также заливку катушек тер море активным компаундом (подробно об этом см. ниже). И то и другое значительно увеличивает габариты и вес т. м. м., поэтому нужны другие пути. Сейчас применяют обволакивание трансформатора относительно тонким слоем (1-3 мм) термореактивного (эпоксидного) компаунда, осуществляемое методом напыления в псевдоожижепном слое или тиксотропным методом. Увеличение веса т. м. м. составляет при этом 15-30% против 100% при заливке. Преимущества и недостатки одного и другого метода пока дискутируются. При пониженных требованиях специальное покрытие не требуется, достаточно наложение наружной бумажной изоляции (§ 6.6) с окраской затем трансформатора покровной эмалью. Пропитка катушек лаками (компаундами) преследует цель заполнить все поры вытеснить из катушек воздух и тем повысить влагостойкость, а также теплопроводность
|