Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

катушек. Пропитка также цементирует катушки, в ряде случаев повышает класс иагревостойкости изоляции. При пониженных требованиях пропитка, как и наружное покрытие, могут отсутствовать. Тогда в катушке ие должны применяться волокнистые материалы.

Высоковольтные т. м. м. Надежная изоляция катушек высоковольтных т. м. м.- очень сложная задача. При напряжении до 3-5 кв еще могут применяться сухие воздуш-ныет. м. м., высоковольтные обмотки которых, как правило, секционированы. Но при больших напряжениях требуются \же специальные конструкции. Долгое время эта задача решалась с помощью трансформаторного масла или термо пластичных (например, битумных) компаундов.

Конструкция масленого ш. м, м, повторяет в миниатюре мощный трансформатор. Масленым трансформаторам присущи серьезные недостатки - большие габариты, пожаро-пнасность, низкая теплостойкость, трудность надежной ифметизации и контроля качества масла в условиях работы специальной аппаратуры, как следствие - недостаточная надежность. Много недостатков и у трансформаторов, бачки 1и торых заполнены пластичными компаундами.

Радикальное улучшение произошло в последнее время, [-.огда иа смену маслеиымпришли сухие трансформаторы с изоляцией термореактивными компаундами, затвердеваю-11!,нми необратимо. Эти компаунды делаются па основе термо-рсактивных смол. Выдающимися электроизоляционными, 1Л.-1Гозащитиыми и механическими свойствами обладают нюксидные смолы. Высокие свойства и у полиэфирных ii некоторых других компаундов. Переход к таким коиструк-нним дает - помимо прочих преимуществ-выигрыш по весу от 20-50% до нескольких раз, а также снижение (рудоемкости изготовления в 1,5-3 раза.

В отечественной технике за последние годы достигнут Гюн.шой прогресс в освоении подобных залитых т. м. м. (условный термин ради сокращения). Эти трансформаторы прочно заняли ведущее место среди высоковольтных кон-I 1рукций, широко внедрены в различных областях, особенно в аппаратуру специального назначения. Однако ряд проблем не решен и сегодня, в основном в конструкторско-ичпологической части. Производство залитых т. м. м. (рсбует специального оборудования, высокой культуры, I пепельного соблюдения технологии. Эти требования IK- всегда выполняются.



к сожалению, до сих пор недостаточно стабильны исходные смолы, не до конца решены вопросы механической прочности и морозостойкости залитых конструкций, особенно больших размеров. Все это не позволяет всегда и до конца реализовать потенциальные возможности, заложенные в залитых конструкциях, и приводит к определенным трудностям, известному браку в производстве, а порой и к преждевременным отказам трансформаторов. Для совершенствования этих конструкций требуется дальнейшая творческая и организационная работа. С другой стороны, на первом этапе, видимо, ие обошлось без некоторой переоценки залитых т. м. м., и необходимо более спокойно определять необходимость и целесообразность их применения в сравнении с сухими т, м, м, или специальными конструкциями, описанными в § 2.8, Тем ие менее эффективность и перспективность т. м. м. с литой изоляцией очевидна.

Рассмотрим конструктивное исполнение выскоковольт-ных катушек, предназначенных для заливки. Возможные здесь варианты весьма разнообразны. Как слоевая и меж-обмоточная, так и корпусная изоляция в принципе могут выполняться либо при Н0М01ЦИ Н30ЛЯЦН01ШЫХ бумаг и стеклоткани, либо при помощи твердых прокладок из различных ИЗОЛЯЦИОННЫХ материалов и создания при заливке изолирующего слоя заливочного компаунда. Толищиа слоя зависит от напряжения и других факторов (§. 3.5), не свыше 8-10 мм не берется. Возможна и комбинация обоих способов.

Надо учитывать, что не все твердые материалы с равным успехом сочетаются с заливочными компаундами. Коэффициенты линейного расширения этих материалов и компаундов не должны отличаться очень сильно во избежание трещин в конструкции. Здесь важны также выбор конфигурации прокладок, применение амортизирующих прослоек, отсутствие в конструкции катушек острых углов. Радиусы закругления доллшы составлять пе менее 1,5-3 мм (см, также работу [188]). Из различных типов менее подвержен растрескиванию залитый ТТ.

Если в конструкции используются бумаги или стеклоткань, катушка до или во время заливки подвергается вакуумной пропитке также термореактивным компаундом. Из бумаг наилучшей пропиточной способностью обладают микалентная, пропиточная и крепированиая, и их применение предпочтительно, несмотря на невысокую механиче-



скую прочность. Хорошо пропитывается также стекло-I кань.

Для твердых прокладок используют термопластичные и термореактивные пластмассы, теплостойкое органическое гекло, в отдельных случаях высококачественный гетинакс. [ 1рокладки отливают также предварительно в формах из того же компаунда, что предусмотрен для заливки. Последний способ является наилучшим. Практически наиболее удобно корпусную и межобмоточную изоляцию создавать (;юем компаунда, а слоевую - бумагой (стеклотканью). Однако нрн очень больших напряжениях между слоями (несколько киловольт) иногда приходится и слоевую изоляцию обеспечивать слоем компаунда.

При конструировании высоковольтных трансформаторов на замк[1утьгх ленточных сердечниках приходится [[реду-сматрквать каркас, предохраняющий сердечник от воздействия заливочной массы. Каркас изготовляют из тех же материалов, что и твердые прокладки. Электрическую проч-1юсть его стенок рассчитывают на напряжение внутреннего слоя обмотки, а в случае секционированной внутренней обмотки - на ее полное напряжение. Амортизация сердечника в каркасах обеспечивается специальным компаундом, прокладками или банда жирован нем.

При нескольких вторичных обмотках и отсутствии жестких требований по рассеянию удобны, особенно для высоко-потенциальных т. м. м., неполно кон центрические или разделенные обмотки (рис. 2.П).

Различные конструкции высоковольтных катушек, предназначенных для заливки термореактивным компаундом, и их элементов показаны на рис. 2.15-2Л9. Своеобразная конструкция накального*т. м. м., совмещенного с арматурой высоковольтного лампового вентиля, создана под руководством Л. Д. Гинзбурга [801.

Высоковольтные т. м. м. с термореактивиой изоляцией разработаны на напряжения вплоть до 20-30 ке, высокопо-тенциальные - на еще большие.

В трансформаторах при напряжении в несколько киловольт возможно возникновение короны (ионизация воздушных включений внутри катуи[ки или промежутков между изоляцией и заземленными близрасноложепными элементами, в частности сердечником). Корона постепенно разрушает изоляцию, уменьшает срок службы т. м. м. Короииро-вание усиливается с повышением частоты нитання, нони-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [ 11 ] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192