Главная
>
Классификация трансформаторов катушек. Пропитка также цементирует катушки, в ряде случаев повышает класс иагревостойкости изоляции. При пониженных требованиях пропитка, как и наружное покрытие, могут отсутствовать. Тогда в катушке ие должны применяться волокнистые материалы. Высоковольтные т. м. м. Надежная изоляция катушек высоковольтных т. м. м.- очень сложная задача. При напряжении до 3-5 кв еще могут применяться сухие воздуш-ныет. м. м., высоковольтные обмотки которых, как правило, секционированы. Но при больших напряжениях требуются \же специальные конструкции. Долгое время эта задача решалась с помощью трансформаторного масла или термо пластичных (например, битумных) компаундов. Конструкция масленого ш. м, м, повторяет в миниатюре мощный трансформатор. Масленым трансформаторам присущи серьезные недостатки - большие габариты, пожаро-пнасность, низкая теплостойкость, трудность надежной ифметизации и контроля качества масла в условиях работы специальной аппаратуры, как следствие - недостаточная надежность. Много недостатков и у трансформаторов, бачки 1и торых заполнены пластичными компаундами. Радикальное улучшение произошло в последнее время, [-.огда иа смену маслеиымпришли сухие трансформаторы с изоляцией термореактивными компаундами, затвердеваю-11!,нми необратимо. Эти компаунды делаются па основе термо-рсактивных смол. Выдающимися электроизоляционными, 1Л.-1Гозащитиыми и механическими свойствами обладают нюксидные смолы. Высокие свойства и у полиэфирных ii некоторых других компаундов. Переход к таким коиструк-нним дает - помимо прочих преимуществ-выигрыш по весу от 20-50% до нескольких раз, а также снижение (рудоемкости изготовления в 1,5-3 раза. В отечественной технике за последние годы достигнут Гюн.шой прогресс в освоении подобных залитых т. м. м. (условный термин ради сокращения). Эти трансформаторы прочно заняли ведущее место среди высоковольтных кон-I 1рукций, широко внедрены в различных областях, особенно в аппаратуру специального назначения. Однако ряд проблем не решен и сегодня, в основном в конструкторско-ичпологической части. Производство залитых т. м. м. (рсбует специального оборудования, высокой культуры, I пепельного соблюдения технологии. Эти требования IK- всегда выполняются. к сожалению, до сих пор недостаточно стабильны исходные смолы, не до конца решены вопросы механической прочности и морозостойкости залитых конструкций, особенно больших размеров. Все это не позволяет всегда и до конца реализовать потенциальные возможности, заложенные в залитых конструкциях, и приводит к определенным трудностям, известному браку в производстве, а порой и к преждевременным отказам трансформаторов. Для совершенствования этих конструкций требуется дальнейшая творческая и организационная работа. С другой стороны, на первом этапе, видимо, ие обошлось без некоторой переоценки залитых т. м. м., и необходимо более спокойно определять необходимость и целесообразность их применения в сравнении с сухими т, м, м, или специальными конструкциями, описанными в § 2.8, Тем ие менее эффективность и перспективность т. м. м. с литой изоляцией очевидна. Рассмотрим конструктивное исполнение выскоковольт-ных катушек, предназначенных для заливки. Возможные здесь варианты весьма разнообразны. Как слоевая и меж-обмоточная, так и корпусная изоляция в принципе могут выполняться либо при Н0М01ЦИ Н30ЛЯЦН01ШЫХ бумаг и стеклоткани, либо при помощи твердых прокладок из различных ИЗОЛЯЦИОННЫХ материалов и создания при заливке изолирующего слоя заливочного компаунда. Толищиа слоя зависит от напряжения и других факторов (§. 3.5), не свыше 8-10 мм не берется. Возможна и комбинация обоих способов. Надо учитывать, что не все твердые материалы с равным успехом сочетаются с заливочными компаундами. Коэффициенты линейного расширения этих материалов и компаундов не должны отличаться очень сильно во избежание трещин в конструкции. Здесь важны также выбор конфигурации прокладок, применение амортизирующих прослоек, отсутствие в конструкции катушек острых углов. Радиусы закругления доллшы составлять пе менее 1,5-3 мм (см, также работу [188]). Из различных типов менее подвержен растрескиванию залитый ТТ. Если в конструкции используются бумаги или стеклоткань, катушка до или во время заливки подвергается вакуумной пропитке также термореактивным компаундом. Из бумаг наилучшей пропиточной способностью обладают микалентная, пропиточная и крепированиая, и их применение предпочтительно, несмотря на невысокую механиче- скую прочность. Хорошо пропитывается также стекло-I кань. Для твердых прокладок используют термопластичные и термореактивные пластмассы, теплостойкое органическое гекло, в отдельных случаях высококачественный гетинакс. [ 1рокладки отливают также предварительно в формах из того же компаунда, что предусмотрен для заливки. Последний способ является наилучшим. Практически наиболее удобно корпусную и межобмоточную изоляцию создавать (;юем компаунда, а слоевую - бумагой (стеклотканью). Однако нрн очень больших напряжениях между слоями (несколько киловольт) иногда приходится и слоевую изоляцию обеспечивать слоем компаунда. При конструировании высоковольтных трансформаторов на замк[1утьгх ленточных сердечниках приходится [[реду-сматрквать каркас, предохраняющий сердечник от воздействия заливочной массы. Каркас изготовляют из тех же материалов, что и твердые прокладки. Электрическую проч-1юсть его стенок рассчитывают на напряжение внутреннего слоя обмотки, а в случае секционированной внутренней обмотки - на ее полное напряжение. Амортизация сердечника в каркасах обеспечивается специальным компаундом, прокладками или банда жирован нем. При нескольких вторичных обмотках и отсутствии жестких требований по рассеянию удобны, особенно для высоко-потенциальных т. м. м., неполно кон центрические или разделенные обмотки (рис. 2.П). Различные конструкции высоковольтных катушек, предназначенных для заливки термореактивным компаундом, и их элементов показаны на рис. 2.15-2Л9. Своеобразная конструкция накального*т. м. м., совмещенного с арматурой высоковольтного лампового вентиля, создана под руководством Л. Д. Гинзбурга [801. Высоковольтные т. м. м. с термореактивиой изоляцией разработаны на напряжения вплоть до 20-30 ке, высокопо-тенциальные - на еще большие. В трансформаторах при напряжении в несколько киловольт возможно возникновение короны (ионизация воздушных включений внутри катуи[ки или промежутков между изоляцией и заземленными близрасноложепными элементами, в частности сердечником). Корона постепенно разрушает изоляцию, уменьшает срок службы т. м. м. Короииро-вание усиливается с повышением частоты нитання, нони-
|