Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

обеспечивая адгезию провода к компаунду. Применяют также и металлические выводы (штыри), оформляемые в виде изоляторов из того же компаунда (рис. 2.16, 2.18). При высоких напряжениях изоляторы приходится сделать весьма протяженными. Выводы в виде гибких проводов позволяют уменьшить габариты т, м. м., однако ие всегда удается подобрать провод нужного качества. Сейчас разработай ряд новых проводов.

2.6. Мокетруктивпые элементы

Сочленение сердечника и катушек. У ТТ катушки наматывают иа готовый сердечник. Для других типов так делается только при замкнутых ЛС. При ШС и разрезных ЛС сочленение сердечника и катушек осуществляется шихтовкой пластин в roTOBbie катушки или прямо введением в них готовых полусердечников, как показано на рис. 2.20. Среди т. м. м. с ЛС изредка применяют конструкцию ШЛ-сердечников с одним резом (рис. 2,21). В процессе надевания катушки боковь[е ярма отводятся в сторону. Такая конструкция более монолитна, но сборка трансформатора затруднена, а для СТ и ЗТ невозможна. Напомним также безгильзовую намотку иа стержень ЛС.

В случае замкнутых ЛС интересен способ намотки методом вращающейся катушки, осупествлениый в СССР под руководством Е. И. Кисселя. Стержень трансформатора (квадратного сечения) охватывается с разных сторон двумя половинами каркаса. Половинки соединяются в замок, склеиваются или свариваются по линии стыка половинок. При помощи фрикционного зацепления приводного валика намоточного устройства и щеки каркаса последний приводят во вращение вокруг стержня. Для улучшения сцепления щеки могут иметь зубчики. При враш,ении каркас сматывает иа себя с бабины обмоточный провод. Намотка производится весьма производительно. Трансформатор с вращающейся катушкой (ТВ К) в различных стадиях изготовле-1ШЯ изображен на рис. 2.22, Преимущество конструкции - простота изготовления сердечника и его высокое качество. Недостатки - усложнение моточных работ, трудность выполнения выводов, увеличение средней длины витка катушки из-за наличия внутренней полости между каркасом и сердечником. ТВ К в последние годы иашли примеие-




Рис 2.20, Однокатушо.чиый стержневой трансформатор ивстаака разрезного ленточного сердечника в катушку:*

I - каркас катушки, 2 - первичная обмотка, 3 - изоляционный буртик, 4 - вторичная обмотка.


Рис, 2.21. Броневой трансформатор па ленточном сердечнике с одним резом и его сборка.


Рис 2 22 Т м м. с вращающейся катушкой



ние в феррорезонансных стабилизаторах напряжения массового выпуска, где используются в качестве насыщенного автотрансформатора. В обычных силовых т. м. м. широкого применения они не получили.

Стяжка сердечников. ШС стягиваются изолированными шпильками, пропускаемыми через отверстия пластин (рис. 2.4), либо - у малых т. м. м.- обоймами (рис. 2.23). Известны также конструкции, применяемые и в случае ЛС, когда шпильки проходят снаружи сердечника, стягивая нажимные щеки (рис. 2.24, пластины но рис. 2.5). У очень маленьких т. м. м. пластины могут склеиваться лаком.

ЛС стягиваются для придания цельности и прочности разрезным сердечникам и сведения к минимуму воздушного зазора между половинками (иначе возрастают намагничивающий ток и магнитный шум трансформатора). Стяжку сердечников подкрепляют склеиванием торцов сопрягаемых полусердечников специальным клеем с ферромагнитным порошковым наполнителем. Применяют два основных способа стяжки: металлическим бандаладм (лентой), охватывающим с определенным натягом обе половинки сердечника, и прижимными планками со стяжными винтами или стяжными лентами. Часто стяжные элементы имеют специальные узлы и используются одновременно для закрепления трансформатора на шасси прибора. Но стяжка сердечников не должна совмещаться с процессом крепления.

Способы стяжки лентой показаны на рис. 2.10, 2.19, 2.20, 2.24, 2.25 и др., планками -на рис. 2.26, 2.27. Стяжка планками, а для БТ и стяжка лентой по наружному обводу позволяют избежать введения конструктивных элементов внутрь катушки, что несколько уменьшает среднюю длину витка катушки и позволяет избежать добавочных потерь на гистерезис и вихревые токи в этим элементах. Это особенно важно для т. м. м. повышенной и высокой частоты. Если в последнем случае все же используется лента, пропускаемая внутрь катушки, ее надо брать немагнитной. В остальных случаях материалом ленты служит обычная сталь СТ-10. Толщина ленты 0,3-1,0 мм в зависимости от веса сердечников.

Стяжка лентой по сравнению со стяжкой планками при прочих равных условиях обеспечивает обычно несколько лучшие результаты. Под стяжной лентой полезно проложить бумагу для уменьшения магнитного шума. У ЗТ для



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 [ 13 ] 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192