Главная
>
Классификация трансформаторов обеспечивая адгезию провода к компаунду. Применяют также и металлические выводы (штыри), оформляемые в виде изоляторов из того же компаунда (рис. 2.16, 2.18). При высоких напряжениях изоляторы приходится сделать весьма протяженными. Выводы в виде гибких проводов позволяют уменьшить габариты т, м. м., однако ие всегда удается подобрать провод нужного качества. Сейчас разработай ряд новых проводов. 2.6. Мокетруктивпые элементы Сочленение сердечника и катушек. У ТТ катушки наматывают иа готовый сердечник. Для других типов так делается только при замкнутых ЛС. При ШС и разрезных ЛС сочленение сердечника и катушек осуществляется шихтовкой пластин в roTOBbie катушки или прямо введением в них готовых полусердечников, как показано на рис. 2.20. Среди т. м. м. с ЛС изредка применяют конструкцию ШЛ-сердечников с одним резом (рис. 2,21). В процессе надевания катушки боковь[е ярма отводятся в сторону. Такая конструкция более монолитна, но сборка трансформатора затруднена, а для СТ и ЗТ невозможна. Напомним также безгильзовую намотку иа стержень ЛС. В случае замкнутых ЛС интересен способ намотки методом вращающейся катушки, осупествлениый в СССР под руководством Е. И. Кисселя. Стержень трансформатора (квадратного сечения) охватывается с разных сторон двумя половинами каркаса. Половинки соединяются в замок, склеиваются или свариваются по линии стыка половинок. При помощи фрикционного зацепления приводного валика намоточного устройства и щеки каркаса последний приводят во вращение вокруг стержня. Для улучшения сцепления щеки могут иметь зубчики. При враш,ении каркас сматывает иа себя с бабины обмоточный провод. Намотка производится весьма производительно. Трансформатор с вращающейся катушкой (ТВ К) в различных стадиях изготовле-1ШЯ изображен на рис. 2.22, Преимущество конструкции - простота изготовления сердечника и его высокое качество. Недостатки - усложнение моточных работ, трудность выполнения выводов, увеличение средней длины витка катушки из-за наличия внутренней полости между каркасом и сердечником. ТВ К в последние годы иашли примеие- Рис 2.20, Однокатушо.чиый стержневой трансформатор ивстаака разрезного ленточного сердечника в катушку:* I - каркас катушки, 2 - первичная обмотка, 3 - изоляционный буртик, 4 - вторичная обмотка. Рис, 2.21. Броневой трансформатор па ленточном сердечнике с одним резом и его сборка. Рис 2 22 Т м м. с вращающейся катушкой ние в феррорезонансных стабилизаторах напряжения массового выпуска, где используются в качестве насыщенного автотрансформатора. В обычных силовых т. м. м. широкого применения они не получили. Стяжка сердечников. ШС стягиваются изолированными шпильками, пропускаемыми через отверстия пластин (рис. 2.4), либо - у малых т. м. м.- обоймами (рис. 2.23). Известны также конструкции, применяемые и в случае ЛС, когда шпильки проходят снаружи сердечника, стягивая нажимные щеки (рис. 2.24, пластины но рис. 2.5). У очень маленьких т. м. м. пластины могут склеиваться лаком. ЛС стягиваются для придания цельности и прочности разрезным сердечникам и сведения к минимуму воздушного зазора между половинками (иначе возрастают намагничивающий ток и магнитный шум трансформатора). Стяжку сердечников подкрепляют склеиванием торцов сопрягаемых полусердечников специальным клеем с ферромагнитным порошковым наполнителем. Применяют два основных способа стяжки: металлическим бандаладм (лентой), охватывающим с определенным натягом обе половинки сердечника, и прижимными планками со стяжными винтами или стяжными лентами. Часто стяжные элементы имеют специальные узлы и используются одновременно для закрепления трансформатора на шасси прибора. Но стяжка сердечников не должна совмещаться с процессом крепления. Способы стяжки лентой показаны на рис. 2.10, 2.19, 2.20, 2.24, 2.25 и др., планками -на рис. 2.26, 2.27. Стяжка планками, а для БТ и стяжка лентой по наружному обводу позволяют избежать введения конструктивных элементов внутрь катушки, что несколько уменьшает среднюю длину витка катушки и позволяет избежать добавочных потерь на гистерезис и вихревые токи в этим элементах. Это особенно важно для т. м. м. повышенной и высокой частоты. Если в последнем случае все же используется лента, пропускаемая внутрь катушки, ее надо брать немагнитной. В остальных случаях материалом ленты служит обычная сталь СТ-10. Толщина ленты 0,3-1,0 мм в зависимости от веса сердечников. Стяжка лентой по сравнению со стяжкой планками при прочих равных условиях обеспечивает обычно несколько лучшие результаты. Под стяжной лентой полезно проложить бумагу для уменьшения магнитного шума. У ЗТ для
|