Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 [ 131 ] 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

Цель н формула действия

Определяем э. д. с. первичной обмотки = -Ui)U, вторичной i-ii обмотки figi =

\ - и Определяем cos ф

п. GS, задание

{11.48), пп. 38, 39

Числа витков обмотки и диаметры проводов легко рассчитываются в соответствии с полученными значениями Е, F.2i, В, /а, Д (§ 14.7).

Расчет конструкции катушек ведется в соответствии с материалами § 6.6.



Глава 14

ИНЖЕНЕРНЫЙ РАСЧЕТ ТРАНСФОРМАТОРОВ

14. t. Порядок проектирования

К настоящему времени для некоторых условий разработаны унифицироваипые т. м. м. (УТ). Поэтому прежде всего задача расчетчика - определить для заданных ему условий возможность применения УТ. Если по совокупности требований подобрать УТ ife удается, необходимо приступить к проектированию неунифнцированиого т. м. м. Например, среди УТ может не оказаться трансформатора нужной мощности, частоты, трансформатора с требуемым сочетанием напряжений вторичных обмоток, требуемых срока службы, перегрева, падения напряжения, режима работы, типа конструкции и т. д. Наконец, УТ может не удовлетворять заданному требованию оптимизации и т. д. Таким образом, задача проектирования, расчета т. м. м. носит более общий характер, чем выбор УТ. Поэтому методику расчета мы изложим сначала, а затем, в § 14.8, приведем сведения об УТ. Тем более, что создать сам УТ можно только с помощью подобной методики. Кроме того, избранный порядок изложения соответствует фактическому процессу развития т. м. м.

Инженерный расчет т. м. м. состоит из трех этапов; выбора или расчета нужного сердечника с определением его основных размеров а, Ь, с, h (s Sou), собственно электрического расчета и конструктивного расчета обмоток. Этим этапам предшествует выбор типа т. м. м. и его принципиальной конструкции, что рассмотрено в § 14.2.

Третий этап изложен отдельно в § 6.6, как общий для т. м. м. разного назначения. Первые два этапа для силовых т. м. м. изложены в § 14.5-14.7 (разработка конструкций т. м. м. может быть произведена по материалам гл. 2).

Первый этап расчета чаще всего предполагает выбор сердечника из того или иного унифицироваиного ряда.



Иногда, однако, приходится проектировать специальный нестандартный сердечник. Этим двум различным случаям посвящены отдельные параграфы - 14.5 н 14.6. Второй случай, хоть и встречается реже, принципиально носит более обгций характер. Поэтому, следуя избранному принципу, он изложен ранее первого (§ 14.5). Таким образом, все изложение методики проектирования построено по принципу от общего к частному . (В литературе, как правило, освещены только те или иные частные случаи проектирования [53, 103, 47, 4, 273]). Соответственно самой методике расчета предпошлем в § !4.3 необходимые исходные сведения и положения и в § 14.4 - порядок определения электромагнитных нагрузок для разных условий проектирования в инженерной практике.

11.2. Выбор типа и конструнции трансформатора-

Выбор типа т. м. м. Сравнительные показатели эффективности т. м. м. и рекомендации для выбора оптимального типа по весу, объему и стоимости были приведены в § 11.1!. Сопоставление величин к. п. д. сделано в § 11.8. Добавим, что наименьни1м намагничивающим током Iq обладает ТТ. Дополним эти сведения некоторыми практическими рекомендациями.

Для т. м. м. важную роль часто играют собственное и внешнее рассеяние и восприимчивость к внешним магнитным полям. Лучшим в этом отношении является, разумеется, ТТ (при равномерной намотке обмоток вдоль сердечника). Немного уступает ему СТ (при правильном расположении катушек, § 14.7). Данные БТ значительно хуже. Малое рассеяние СТ объясняется меньшей толщиной катушки, чем у БТ, половинным числом витков на каждом стержне (табл. 5.1) и нахождением стыков (зазоров) сердечника внутри катушки; малое влияние внешних полей объясняется взаимной компенсацией э. д. с, наведенных в двух катушках. Подчеркнем, что при расположении первичной обмотки на одном стерл<ие, а вторичных - иа другом рассеяние у СТ вырастает во много раз. С точки зрения собственной емкости обмоток обычный ТТ имеет наихудшие данные. (О секционированном ТТ см. данные (16.15). Емкость растет также у БТ и СТ с обмотками из фольги.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 [ 131 ] 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192