Главная
>
Классификация трансформаторов Вся партия, шт. До 60 30-50 50-200 Свыше 200 Выборка для испытаний, шт. Все 31 40 45 Для первых пяти партий выпуска выборка увеличивается. Конструктивные испытания. Цель - проверка качества (правильности) проектирования н соответствия требуемому уровню технологического процесса. Проводятся дважды: после завершеиия разработки (в опытном производстве) и на установочной серии (в серийном производстве). Испытываются образцы, представляющие типоразмеры каждой группы ряда сердечников. Одинаковых представителей - по 10 UIT. Дополнительно к предыдущим испытаниям проверяются вес, электрическая прочность витковой (слоевой) изоляции, механическая прочность (в ибр о устойчивость, вибропрочность при длительном воздействии, стойкость к центробежному ускорению, ударная прочность на воздействие многократных и одиночных ударов), климатическая стойкость (перегрев, теплостойкость, стойкость к температурным циклам, влагостойкость при кратковременном и длительном воздействии, холодоустойчивость, иногда - стойкость к условиям высотности). Механические, климатические испытания и испытания на влагостойкость при длительном воздействии разрешается проводить параллельно на трех разных партиях. Периодические испытания. Дополнительная цель - проверка стабильности технологического процесса. Проводятся 1-4 раза в год. Все остальное - как в предыдущем разделе, но испытания при длительных воздействиях заменяются кратковременными, исключаются испытания одиночными ударами и центробежным ускорением. Испытания на надежность. Цель - подтверждение заданного уровня надежности. Объем выборки определяется по специально рассчитанным таблицам в функции требуемой вероятности р, ее достоверности и др. (см. нормаль НО.005.50сизложениемметодики испытаний). Всерий-ном производстве испытания начинают после того, как объем выпуска за время периодичности испытаний, устанавливаемое техническими условиями, превысит в 10 раз объем выборки. Испытания проводят на образцах, прошедших приемо-сдаточные испытания. Испытания на долговечность. Цель - проверка заданного срока службы (с определенной достоверностью). Проводятся один раз. Могут быть продолжением испытаний на надежность. При больших сроках службы этн испытания требуют очень длительного времени. Поэтому це;1е-сообразно проведение этих испытаний ускоренными методами. В известной мере это относится и к испытаниЯхМ па надежность. Об ускоренных испытаниях на долговечность н надежность. Иллюстрируем практическое существо этого вопроса таким примером: расчет показывает, что для подтверждения величины Ан = I -Ю требуется испытать 1000 образцов в течение 3000 час. И это при условии, что не будет ни одного отказа. А нрн нх наличии объем выборки или время испытаний должны быть еще больиш. Уже из этого примера видно, что важно по возможности сократить время испытаний. Сокращение времени в нрницнне возможно при создании более жестких, чем реальные, условий испытания, форсироваггие испытательных режимов. Математически это отражается коэффициентом ускорения испытаний. Разработка методики ускоренных испытаний в настоящее время еще не закончена, ее создание является весьма сложной задачей нз-за трудностей определения эквивалентов между форсированием режимов и реальным сокращением прн этом Долговечности трансформатора, Поэтому можно изложить только некоторые принципы, которые следует учитывать при ускорепнн испытаний. Все воздействующие на т. м. м. факторы, вызывающие его старение и последующие отказы, делят на основные и дополнительные, имеющие значение только в сочетании с основными (усилнваюп1;ие их действие). К первым относят повышенную температуру и влажность (если т. м. м. не герметизирован), а для высоковольтных т. м. м.- и напряжение. Ко вторым относят механические, климатические воздействия и др. Основным факторам свойственны фуик-цнональпые зависимости старения. Ускоренные испытания целесообразно проводить только но основным факторам. Дополнительные воздействия желательно осуществлять в соответствии с реальными эксплуатационными условиями. Наиболее эффективно осуществлять комплексное воздействие всех факторов, но нз-за отсутствия оборудования приходится ограничиваться проведением циклов сочетаний одного из дополнительных факторов с основным (последовательно по всем факторам). Реаль- ными путями ускорения испытаний для т. м. м. являются повышение прн испытаниях перегрева, а для высоковольтных т. м. м.- напряжений и в ряде случаев частоты по сравнению с их номинальными зиачсниями. Имеются предпосылки для ускорения испытаний на порядок против ожидаемой долговечности т. м. м. В то же время согласно рекомендациям МЭК продолжительность испытаний должна быть не менее 100 час (10 циклов по 10 час). а превышение температуры обмоток против эксплуатационной не должно составлять более 15-80° (с зависимости от класса изоляции). При выборе испытательных температур следует учитывать зависимости срока службы изоляции от температуры, указанные выше в § 3.2, 7.2,
|