Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

по вершинам равностороннего треугольника. Соседние стержни вставляются в каркас соответствующей формы (рнс. 2.38). Для такого ЗТ проще изготовить сердечник, налицо полная симметрия трех фаз, но усложняется изготовление каркасов, увеличивается средняя длина витка


Рис 2 36 Бытонпи мктотран-сформа! ор 3.!)убежпыи пбра-



Рис. 2.37. Стержневой т. ы. м. с неполным заполнением окна катушками.

Рис. 2.38. Симметричный трехфазный трансформатор на трех разрезных ленточных сердечниках; t - сердечник, 2 - катушки.

катушек и при отсутствии продува ухудшается охлаждение их внутренних частей. К специальным следует отнести и конструкции с сердечниками по рис. 2.8, конструкции с малой собственной емкостью.

Для больших высоковольтных ЗТ разработана под руководством В. П. Вдовико и Д, И. Петровского своеобразная конструкция с литыми катушками, первичная и вторичная



обмоткн которых разделены несколькими перемычками. Это облегчает тепловой режим и снижает вес трансформатора. Катушки соседних фаз расположены взаимообратно по направлению намотки для сохранения минимального напряжения между катушками смежных фаз по всей длине (высоте) катушек.

Конструкции с улучшенной теплоотдачей описаны в § 2.8.

О сопоставлении конструкций разных типов т. м, м.

Подробное сопоставление между собой различных типов т. м. м. (БТ, СТ, ТТ, ЗТ, 1СТ) по электрическим, технико-экономическим и некоторым другим показателям сделано в § И.И и 14.2. Здесь кратко отметим отдельные чнсто конструктивные вопросы.

Простейшим по конструкции, особенно при использовании ЛС, является 1СТ, но, к сожалению, по другим показателям он, наоборот, наихудший. Применение 1СТ возможно для очень малых т. м. м. и в ряде случаев для высоковольтных т. м. м., где простота конструкции выступает иа первый план. ТТ достаточно прост с точки зрения крепления, но здесь затруднено выполнение надежной слоевой и межобмоточной изоляции.

Для применения в качестве высоковольтных и высоко-потешшальиых любой тип т. м. м. может оказаться лучшим в зависимости от конкретных условий, но принципиально у СТ электрическое поле более равномерно, чем у БТ, что важно. У высокопотеициального ТТ из-за отсутствия открытого корпуса облегчено выполнение корпусной изоляции. Так, без принятия специальных мер удается выполнять некоронирующие залитые ТТ с потенциалом до 25 кв *. До потенциалов около 4-6 кв возможно применение БТ и ICT с волокнистой межобмоточной, литой корпусной изоляцией и с гибкими выводами. Анодные т. м. м. на напряжения до 25 кв можно делать так же, но в виде СТ. При напряжении более 15 кв межобмоточную изоляцию лучше делать тоже литой, а выводы - изоляторами. При напряжении свыше 25 кв можно переходить к жидкостной нли газовой изоляции (§ 2.8).

В заключение отметим, что конструкции современных т. м. м., предназначенных для использования в специальной

* Приводимые здесь и далее напряжения ориентировочны. Они зависят от частоты, размеров, скважности, технологии изготовления и других факторов.



аппаратуре, рассчитаны на высокие требования в части механических и климатических воздействий (удары, тряска, вибрации, влажность, мороз, высотность и т. д.).

2.8. Новые коиетрупции т.м.м.

Понятие новизны конструкции весьма относительно и привязано ко времени написания книги. То, что сегодня ново, завтра уже хорошо известно. Так, ен;е недавно к новым относили конструкции с ЛС, теперь же это привычная и широко распространенная конструкция. Может быть, и упоминаемые ниже новые конструкции читателю при прочтении книги не будут уже казаться новыми. Развитие конструкций в основном идет по пути повышения электрической прочности и иитенсификацни теплоотдачи (применение новых материалов саму конструкцию обычно радикально не изменяет).

Конструкции с развитой поверхностью охлаждения. Для наиболее распространенных т. м. м. такие конструкции рассмотрены в § 7.9. Они делятся на две группы -



Рис 2 39 Конструкции т м. м. с усиленной теплоотдачей при помощи медных шин-

а - трансформатор с доГолгп1тельным тсплоотмодом изнутри катушшг. б - тороидальный трансформагир с дополнительным теплоотводом от ссрдспгика

через катушку.

интенсификация теплоотдачи от катушек и от сердечника. Примеры конструкций первой группы показаны на рнс. 2.10. (теплоотводяш,ие ребра между галетами), и рнс. 2 39, а (БТ нлн СТ с теплоотводящей медной шиной). Примеры



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192