Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 [ 161 ] 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

винами первичной обмотки, если они есть. Особенно это относится к ВТНН. Желательны соотношения:

для выходных каскадов (1)Ай<;0,15гдд, а для предоконечных трансформаторов ? (16.10) соА,<0,05/-;.

Для ВТН ввиду фильтрующего действия контура индуктивность рассеяния такой важной роли не играет.

Об индуктивности первичной обмотки Li говорилось

в § 16.1.

Рассмотрим теперь вопрос о выборе магнитного материала из числа лучших - силав 50Н, ЗЗНКМС и 80НХС, 79НМ. Построим для ВТ, как для ТЕР, по выражению (11.13) зависимость индукции В от мощности для трансформаторов с сердечниками из сплава 50Н (ЗЗНКМС) iipn различных скважностях и частоте. Учитывая условие (16.1) и данные § 7.8, рассчитанное значение В следует увеличить в YQ pS3, соблюдая условие (9.7) Л <; Bs-

Точки, для которых Л> Bs (где В, - для сплавов 80НХС, 79НМ), соответствуют случаям, когда рационально применять сплав БОН (ЗЗНКМС), а не 80НХС или 79НМ. (При расчете Кривых принята геометрия: ТТ; х 3,5, у = - 1,25.) Так как у разрезных сердечников потери выше, чем у замкнутых, индукции при той же мощности уменьшаются и применение сплава 80НХС (79НМ) оказывается рациональным и при несколько меньших мощностях, чем по рис. 16.5. Это не относится, однако, к конструкции кругового трансформатора. В силу развитой поверхности охлаждения сердечников здесь возможно значительное увеличение индукции, и зона использования сплава 80НХС (79НМ) сдвигается существенно в сторону больших мощностей. Если выбор падает на сплав 50Н, надо проверить, нельзя лн его заменить холоднокатаной сталью (Э350, Э360). Если это можно сделать, не снижая индукцию и не превосходя допустимого перегрева, останавливаемся на этой стали.

При использовании для сердечников горячекатаной стали Э44 (0,1 мм) индукцию необходимо снизить в 1,5-2 раза по сравнению с И!1дукцией при использовании сплава 50Н и в 2,5-3,5 раза - сплава 80НХС.

Большое влияние на характеристики ВТН оказывает вводимый в сердечник воздушный зазор бо. Происходит вы-



пучивание магнитных линии, что приводит к уширению сечення зазора sa по сравнению с сечением сердечника (рнс. 16.6). Э1.)фективность введения зазора уменьшается,


а <

1 \ ЧрЗ

W-30

В,глл 1,2

0,2\

0,01 0,1 1 10 Р,к8а

\.до5кгц\

Юкгц\

0,1 1 10 Р,ква

0,1 1 10 Р,кВа

Рис. 1G.5. К выбору материала сердечника для выходных трансформаторов: -- ЗЗНКМС, 5[Ш:---SOHXC, 79ИМ.

и реальная индуктивность L\ при зазоре б(. оказывается завышешюй по сравнению с расчетной при &ь - Sc- Если через бс обозначить зазор, рассчитываемый без учета выпу-

.....ч fi.

1.11111и I

\--\

Рис. 16.6. к явлению выпучи кан и я магнитного потока в зазоре ВТН.

чивания, то реальный зазор, который обеспечивает получение принятой в расчете индуктивности Li, будет в раз больше:

(16.11)

Методам расчета магнитных цепей с зазором посвящены работы ряда авторов. Однако предлагаемые методы расчета для каждодневного использования в практике весьма тру-



доемки. Для практических целей можно предложить экспериментальную формулу

Для наибольшей эффективности и обеспечения максимальной симметрии зазор надо располагать в центре стержня с катушкой, но не с краю и тем более ие в ярме. Выпучивание линий в зазоре сердечника приводит к увеличению потерь в сердечнике р- Действительно, у торцов сердечника крайние пучки магнитных линий входят в сердечник не вдоль ленты (листа), а поперек, что способствует развитию в этой зоне сильных вихревых токов. В результате величина р возрастает в kp(, раз. Ориентировочно

йрб = 1,4. (16.13)

Это особенно вредно для ВТ непрерывного режима, где сильный местный нагрев торцовой зоны сердечника может стать недопустимым. При импульсном режиме работы во время паузы происходит выравнивание температур.

С выпучиванием потока в зазоре и вытекающими отсюда последствиями можно бороться путем дробления суммарного зазора на ряд последовательно включенных меньших зазоров 6; (рис. 16,6). Выбором числа зазоров можно добиться практического отсутствия выпучивания, и тогда

Однако введение нескольких зазоров сильно усложняет конструкцию и приводит, в свою очередь, к увеличению потерь Рс за счет увеличения числа резов сердечника.

Для ВТ иепрерывного режима обратим внимание па следующее интересное явление. Из-за разницы длин крайних магнитных линий возникает неравномерность распределения индукции по сечению сердечника. В рассматриваемом случае это явление заметно усиливается, поскольку здесь индукции лежат левее максимума магнитной проницаемости по кривой [X {В). Увеличение иидукнии в зоне внутренней магнитной линии приводит к дополнительному снижению магнитного сопротивления из-за роста [л и дальнейшему росту индукции. В итоге при допустимых суммарных потерях могут наблюдаться местная концентрация потерь и местный перегрев внутренних частей сердечника. Это явление следует учитывать при выборе расчетного значения В.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 [ 161 ] 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192