Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

4.5. IifimymKu трансформатojtoa

Для катушек, конструкции и изоляция которых описаны в § 2.4, 3,5, принята такая схема изготовления: изготовление каркаса или гильзы, заготовка слоевой и меж-обмоточпой изоляции, намотка катушек с одновременной прокладкой изоляции и выполнением выводных концов, пропитка или заливка катушек (если они предусмотрены), сочлененне катушек с сердечником (см. § 2.7). Пропитка и заливка могут делаться и после сборки трансформатора.

Изготовление каркасов и гильз. Каркасы, гильзы и иные детали из прессматериалов прессуются или отливаются. Путем горячего прессования при температуре 150-200° С и давлении 460 кг/СЛ1- прессуюгся порошки К41-5,К21-22, порошок фторопласта, полиэтиленовая крошка. Последняя, а также порошок К21-22 могут отливаться, как и полиамидные смолы - №? 68, капрон (нейлон). Более высоких давлений требует прессматериал АГ-4. Время прессования составляет 0,5-1 мин/мм.

В щеках каркасов желательно иметь технологические отверстия для облегчения пропитки катушек.

В массовом производстве для т. м. м. наименьшей стоимости выгодны сборные каркасы из электрокартона. Картон режут на полосы гильотинными ножницами. Стенки и щечки штампуют на прессах или нрссс-автомате А-840, дающем производительность до 100 тыс. деталей в смену.

Гильзы навивают из кабельной бумаги с проклейкой казеиновым клеем, для навивки созданы автоматы. Затем гильзы пропитывают. Для многошпульной намотки маленьких катушек целесообразно штамповать шнули из картона с гибкой его на оправках и соединением в замок. При механизированном производстве время изготовления одной гильзы составляет около 0,2 мин.

Лепестки для выводов вырубают на прессах. Их можно крепить на картонной ленте. Вырубка и крепление одного лепестка на специальном автомате занимает менее \ сек.

Заготовка изоляции для катушек из провода. Прн использовании бумаги ее рулоны режут на полосы, полосы на заготовки, заготовки бахромируют. Для условий крупносерийного производства наиболее пригодна резка бумаги на бобииорезках (скорость до 20 м/мин) или - лучию - на бумагорезательных машинах. Машина БЛП дает скорость резки до 140 м/мин. Для заготовки полос исполь-



зуется машина БРП-2, работающая в полуавтоматическом цикле. Автомат П-171 для бахромировання бумаги позволяет регулировать шаг и глубину насечки (производительность до 26 м/мин).

Для резки и зачистки монтажного провода ПМВГ применяют полуавтомат ЛМ-1 производительностью около 10 тыс. выводов в смену. Заготовка провода МГШВ пока не механизирована.

Намотка катушек из провода. Намотка производится на станках рядовой намотки со скоростью до 1500- 3000 об/мин (о тороидальной намотке см. ниже). Современные стайки обеспечивают одновременную автоматическую укладку слоевой изоляции (иногда это делают вручную). Намотка в каркасы дает более плотную намотку, но не позволяет мотать одновременио более двух-трех катушек. Бескаркасная намотка позволяет мотать одновременно 3-7 катушек силовых т. м. м., а для маленьких - до 12, исключая случаи очень тонких н толстых проводов (станок ЛМ-6). Намотка в этом случае идет на длинную бумажную шпулю, которую затем режут иа нужное число частей.

Вопрос о целесообразности того и другого вида намоткн длительное время дебатировался. В настоящее время пришли к таким выводам. Каркасная катуп1ка имеет лучшее качество, более надежна. Трудоемкость ее изготовления в гелом ие выше, чем бескаркасной (даже при многоппзуль-ной намотке последней), а если освоить двухкатушечную намотку с автоматической прокладкой изоляции, будет и ниже. Лишь для малых катуигек с большим числом витков вывод обратный.

Лучишми для намоткн каркасных катушек являются сейчас стайки ПР-159 (провод диаметром до 0,6 мм) и М-350А (большие диаметры).

Время на изготовление одной катушки колеблется от 3 до 40 мин в зависимости от вида и размеров катушки. Например, для силового т. м. м. паимеиьп1ей стоимости средней мощности это время прн массовом выпуске составляет около 15 мин.

Для высоковольтных катушек иногда применяют намотку пирамидкой - укладку каждого витка между двумя витками предыдущего слоя, непосредственно предшествующими укладываемому витку по схеме намотки. Это позволяет снизить межслоевые напряжения до значений нескольких витковых напряжений (в зависимости от числа слоев)



и обойтись без слоевой изоляции при высокой надежности катушки, а также снизить собственную емкость катушек.

Тороидальные сердечники обматываются на станках тороидальной намотки. Комплекс отечественных станков позволяет наматывать провода диаметром от 0,015 до 2 мм. Намотка осуществляется круговым челноком, проходящим через внутреннее окно сердечника. Скорость намотки 250- 300 об/мин, работают над ее увеличением. После намотки в окне неизбежно остается отверстие диаметром б, определяемое данными челнока. Основные параметры ряда тороидальных станков приведены в табл. 4.2.

Прн намотке катушек неизбежна некоторая неплотность укладки витков, характеризуемая коэффициентом укладки Ауцл а также явление выпучивания проводов, характеризуемое коэффициентом разбухания Apfg. Значения Ау5!л и -ряэб для рядовой намотки даны на рис. 6.3.

Специальные виды намоток (для уменьшения паразитных емкостей и др.) мы не рассматриваем, отсылая читателя к литературе [70, 104, 1051. Подробно технология намотки катушек оговорена нормалью НО.054.038.

Изоляция катушек осуществляется в соответствии с материалами § 2.4, 3.5. В § 3.3 говорилось об особенностях намотки катушек проводом с термопластичным слоем ПЭВД.

Величина jok проволочных катушек зависит от многих факторов (§ 14.3) и лежит в пределах 0,1-0,45.

Галеты для галетных трансформаторов наматывают на оправках. Провод проклеивается, обомтка высушивается и снимается с оправки достаточно прочной. Затем к обмоткам галет приклеивают контактные колодочки, к контактам которых припаивают концы галет. Первичная обмотка и галеты вторичной обмотки обволакиваются компаундами или лаками.

Намотка фольговых катушек. Технология катушек из медной фольги находится в стадии разработки. В частности, прорабатываются способы нанесения на фольгу изоляции (керамической, бихромата аммония), опрессовки и запечки катушки до ее сборки с сердечником.

Катушки из алюминиевой фольги уже внедрены в серийное производство (например, для силового т. м. м. одного из типов телевизоров). Технология их изготовления такова: фольгу анодируют, режут на полосы нужной ширины,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 [ 35 ] 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192