Главная
>
Классификация трансформаторов Таблица 2.1 Температурные условия работы т. м. м.
Примечания: 1. Температура дана (се для наружной среды, а для непосредственного места установки трансформатора. 2, В отдельных случаях для бортовой асшаратуры величина может достигать значения 500-600°С, 3. Величины X, даны для случая проектирования т. м. м. при заданном перегреве. При заданном падении напряжения эти величины могут быть несколько ниже. являются минимальный вес и объем т. м. м. Для бортовой аппаратуры главную роль играет вес, для корабельной - объем. Для бытовой и в большинстве случаев для промышленной аппаратуры основным технико-экономическим показателем является минимальная стоимость т. м. м. Т. м. м., проектируемые из условий обеспечения перечисленных показателей, получили соответственно название трансформатор наименьшего веса, трансформатор наименьшего объема, трансформатор наименьшей стоимости. Во всех этих случаях стремятся получить и высокие энергетические показатели - к. п. д. и коэффициент мощности. Рассматриваемые тактико-технические и технико-экономические показатели объединим для обпшостн и удобства изложения в общее понятие показателя технико-экономической эффективности т. м. м. Подробнее это понятие обсуждается в § 5.5. Степени жесткости. Для каждого требования, связанного с областью применения т. м. м. спецанпаратуры, по действующим нормалям имеется несколько степеней жесткости (сочетание степеней может быть различным). Они предусматривают воздействие температур положительных от 70 до 250° С, отрицательных от -40 до -65° С, давления от 780 до 5 мм рт. ст., вибраций в диапазоне частот от 5 до 2000 гц с ускорениями от 2,5 до 7,5 g, многократных ударов числом от 4 до 10 тыс. с ускорениями от 150 до12 g, одиночных ударов с ускорениями от 150 до 1000 g, повышенной влажности 98% при 40° С и других факторов. Требования к т. м. м. промышленной и бытовой аппаратуры, естествеи-ио, менее жесткие. Глава 2 КОНСТРУКЦИИ ТРАНСФОРМАТОРОВ 2ш1, Основные части конструкции Главные части конструкции, определяющие электромагнитную основу трансформатора,- сердечник и обмотки с изоляцией, составляющие вместе катушку. Остальные элементы играют чисто конструктивную роль (и весьма важную!): крепежная арматура, выводы, корпус у закрытых конструкций. Рассмотрим принципы выполнения перечисленных частей конструкции. Конструкции тесно связаны с применяемыми материалами и технологией изготовления (эти вопросы рассматриваются в гл. 3 и 4). 3.3. Сердечники Разновидности сердечников и их обозначения классифицированы в § 1.2. Шихтованные - Ш, П, О, Т и ленточные - ШЛ, ПЛ, ОЛ, ТЛ сердечники как замкнутые, так и разрезные изображены для разных типов т. м. м. иа рис. 2.1-2.3. Прессованные сердечники, применяемые часто для импульсных и высокочастотных т. м. м., близки по очертаниям к малым ленточным (о чашечных сердечниках см. § 6.4). Шихтованные сердечники (ШС). Для т. м. м. сердечники шихтуют обычно из штампованных пластин Ш-, П-, 0-, Т-образиой формы. Преимущество их перед собираемыми из отдельных полос (как это имеет место у очень больших т. м. м.) - более прогрессивная технология и уменьшение числа стыков (перекрытий) пластин. Сборка пластин у шихтованных Ш-, П- и Т-сердечников возможна встык и внере-крышку (рис. 2.4). Первый способ применяют при допустимости или желательности введения зазора в сердечник. При втором - непосредственный зазор отсутствует, однако
|