Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

Перегрев т. В литературе по т. м. м. и практике их расчетов иаблюдаегся различный подход к определению т.

Ряд авторов [4, 53 и др.] пользуются выражениями вида

Рс + Рн

где С-усредненная теплоемкость трансформатора:

60 а Лс + Лк *

При этом отношение С/а заменяют некоторым усредненным постоянным коэффициентом, что противоречит физическому смыслу величин С и <х. Поэтому данный метод определения т неприемлем.

Часто перегрев определяют вне связи с потерями и поверхностью охлаждения сердечника, считая катущку в тепловом отношении автономной частью конструкции т. м. м. [53, 253 и др.]:

т = Рй/аЛк. , (7.35)

Такой подход принят также при тепловых расчетах реле и других подобных электромагнитных механизмов [69, 135, 183, 192]. При этом в работе [122] влияние сердечников учитывается опытными коэффициентами, на которые умножается величина Лц. В работах по реле потери в сердечнике не учитываются, поскольку рассмотрены только реле постоянного тока.

Определение перегрева описываемым способом неприемлемо для т. м. м., где потери в сердечнике нельзя не учитывать; часто они играют даже превалирующую роль. Собственно, и при условии О формула (7.35) приводит к результату лишь и самом первом приближении, поскольку она не учитывает теплообмена катушки и сердечника.

В последние годы наибольшее распростраиеиие для тепловых расчетов т. м. м. получила формула

т = (Рк + Рс)/а (Яс + Ян) (7.36)

[103,231,272 и др.]. Коэфс1}ициент а в формулах (7.35) и (7.36) имеет размерность удельного коэффициента теплоотдачи {emlcM -град) н его на практике обычно таковым и называют. Физически, однако, коэффициент а есть некоторый условный коэффициент, завнсяищй от истинного коэффициента теплоотдачи, ио ие равный ему. Последний определяет иерегрев повфхностн тела над температурой окружающей среды; по этим же формулам определяется средний перегрев горячей обмотки. Таким образом, коэффициент а является некоторым условным коэффициентом, учитывающим условия теплоотдачи с поверхиостн и теплопередачи внутри обмоток катушки. (Коэффициент а являлся бы



коэффициентом теплоотдачи при условии отсутствия перепадов температур внутри сердечника и катушки и между ними, т. е. при одинаковой температуре во всех точках т. м. м.) Коэскшциеит а определяется опьгтиыкг путем.

Существенным недостатком формулы (7.36) является очсутствие дифференциации влияния потерь и и различной геометрии т. м. м. на перегрев т. Действительно, потери рс греют катушки лишь косвенно, через поверх-иость соприкосновения сердечника и катунюк. Поэтому их роль в нагреве катушки при реальной гeo[eтpии т. м. м. меньше, чем роль потерь /7к, что отмечалось нами ранее в работе [26]. Следовательно, при равной сумме потерь -f -\- const перегрев т должен падать с увеличением отношения V. Наоборот, nptt т - const при увеличении v можно допустить большую величину потерь рс + р. При этом естественно ожидать, что с увеличением отношения р - njfli-, отмеченный эффект будет усиливаться. Эти факты уверение подтверждаются экcnepнмeнтo[ (см. рпс. 7.8).

Формула же (7.36), как и (7.35), не учитывает ни роли v, ИИ роли геометрии, и при широких вариациях v и р она дает недопустимую ошибку (рис. 7.8). Это приводит, в частности, к тому, что для одного и того же типоразмера т. м. м. формула даег разные результаты при из]меиении частоты питания (цз]\тенении v). Для коррекчировки этого недостатка для т. м. м. норлгальиой и повышенной частоты в (7.36) приходится вводить различные значения а, что противоречит физическому смыслу понятия коэффициента тегиюотдачи.

Таким образом, ни одна нз известных формул для определения перегрева т не >южет быть использована в нашем анализе и необходимо предложить иной путь, более полно отображающий процессы, свойственные т. м. м. Рассмотрим этот вопрос.

В ссотвстствии с условиями теплообмена с т.м.м., используя ;-!экон Ньютона, >южпо записать ураннеиис

Рс, -УРк = k-iJiii 1- <cJic, (7.37)

где Tj;, Тр -перегревы покерхЕюстей катушки и сердечника; к, с - коэффициенты геилоочдачи с этих поверхностей. FIpcofipaiyeM ааписаппое уравнение:

k Th ,; ct,; Tk



в соответствии с из.чоженным в § 7.4 и выражением (7.11) с/ац/и (Tc/Tjt),

Тогда

Отношение xjxj определяется многими факторами, среди которых, как это следует из физики явления, для данного т. м. м. важ-нейншмк будут oTHOHieHise потерь в сердечнике и катушках н геометрия трансформаторов. Очевидно также, что определяющей характеристикой геометрии явится отношение поверхностей охлаждения р. Поэтому введем замену

Ра{Тск) = Р (V, Р)

И запишем

£-]-hPf(v, f>). (7.39)

Функцию Ft, зависящую от конструктивных особенностей т, м. м. II от способа его расположения, следуя избранной нами методике, можно определить экспериментальным путем.

Количество тепла рк - хП, отводимое в среду с поверхности катушки, можно выразить и через условный коэффициент сс, определяемый среднеобъемным перегревом первичной обмотки т на основании экспериментальных данных как а = рк/(тЯц), Этот коэффициент характеризует мощность, отводимую в виде тепла через единицу понерхиости охлаждения катушки на 1 град средне-об1>емпого перегрева ее наиболее горячей (первичной) обмотки. Он имеет размерность коэффициента теплоотдачи.

Поскольку в практике проектирования т. м, м. и реле аналогичный коэффициент в выражении (7.36) принято называть коэффициентом теплоотдачи [47, 53, 69, 183, 192], мы также будем применять этот термин, вполне отдавая себе отчет в его условности. (Подобный коэффициент часто называют также удельной тепловой нагрузкой катушки, особенно в литературе по мощным трансформаторам к электрическим машинам.) Так как коэффициент сс обусловливается и теплоотдачей с поверхности (в основном), и в некоторой мере теп.юперсдачей внутри катушки, он зависит от тех же факторов, что и истинный коэффициент теплоотдачи, но зависимость от размеров проявляется в несколько большей степени. Поскольку тЛн 1 f. используя коэффициент сс и выражения (7.38) и (7.39), получим

aЯ,Лl+Pfг(v, р)] >

На основании многочисленных экспериментальных данных, обработанных по результатам нспытапин т. м. м. всех типов при различной reoMeipHH и различных абсолютных размерах (в очень широкой гамме характеризующих эти понятия величин, см. приложение 4), нами получено, что функцию F; (v, р) можно представить в следующем виде:

Fr{v.)-m,-l/ -pyS, (7.41)

1 -I- 0,2тфу где niQ, nil, 2 конструктивные коэффициенты.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 [ 70 ] 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192