Главная >  Классификация трансформаторов 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192

Таблица 7.2

Резул11таты эксперимента по определении перепада температур для БТ

Перегрев, град

Перепад т, сраО

Коэффициент Г

49,3

47,2

43,2

41,2

40,0

1,04

53,9

53,0

51,9

48,0

46,2

1 ,02

51,0

51 ,2

51,5

48,0

45,1

1,01

46,0

47,1

48,3

45,1

41,5

1 ,02

49,9

52,0

54,0

52,1

49,5

1,04

Примечание. Шрифтом шделеп максимальный перегрен х.

гораздо большую. Провкрнлась на опыте и возможность использования для коэффициента а. зависимости (7.9). Эта возможносп. подтвердилась в указанном ранее широком диапазоне значений т.

Внутренний перепад температур. Определим перепад температур в катушке г, - т из выражения (7.33) и коэффициент перепада Г (7.34). Согласно принятому определению перепад берем для половины толщины внутренней (первичной) обмотки CiJ2 (рнс. 7.2). Применим формулу (7.21) для внутреннего перепада температуры па участке длиной при Ixi Cki/2. Прн этом Cj(i выразим в соответствии с выражением (5.72). Определяя величину рц, берем Vi = Sxii, pi - по формуле (8.41), Si - по (5.70). Тогда

г - /7 46

Беря теперь х по выражению (7.44), где а определяется по (7.12), получаем для коэс)фнниепта Г согласно зависимости (7.20)

r==l+a<a-WO? /- l i (7.47) где ао определяется по (7.12);

СП --

или, переходя к изображениям по (5.62),

4 Фпк



Видим, что роль внутреннего перепада возрастает е увеличением размеров т. м. м. {а) н относительной толпщны катушек [х. Интересно, что коЭ(>4)идиент Г очень слабо зависит от абсолютной величи1Ш1 перегрева т.

Если рассчитать по найденному выражению перепад Тп, то получим даже дли больпих т. м. м. весьма малую величину - всего несколько градусов. Соответственно коэффициент Г весьма близок к единице. Это видно и из опытных данных. Сошлемся, например, на табл. 7.2. Видно, что несмотря на большую толщину катушки опытного образца [х = 2), величины и т действительно отличаются ие более чем на 4%, а в зоне наиболее распространенных на практике значений 0,3 < v < 2 - и того менее. В этой зоне относительно невелик и полный перепад в катунже тм - Тп (табл. 7.2). Вспомним, что у ТТ эта величина достигала даже в пропитанных катутнках 50% и более от перегрева т. Из приведенных данных можно сделать вывод, что учет внутреннего перепада температур для т. м. м с открытым сердечником не является столь важным, как для т. м. м. с закрытым сердечником.

7,7, Теп..1овой режим при наличии свободного капала в окне сердечника

Рассмотрим, как влияет на тепловой режим свободный каиал шириной б, который может иметь место в окне сердечника у т. м. м. с неполным заполнением окна (гл. 12). При известных размерах канала должна проявиться его охлаждающая роль. В этом отношении можно провести аналогию с мощными трансформаторами, где каналы широко применяются для охлаждения катушек и сердечника. Однако имеется и значительное отличие от этого случая.

В мощных трансформаторах катушки обычно имеют цилиндрическую форму и канал в виде цилиндрической полости вводится между первичной и вторичной обмотками одной катушки (рис. 7.9). Этот цилиндрический канал является весьма нротяжеиным по высоте из-за больших размеров катушек. Здесь в оС1швном имеет место охлаждение конвекцией. Для таких условий при воздушном охлаждении мощных трансформаторов принято Считать полностью эффективным с точки зрения конвективного охлаждения канал шириной около 15-20 мм и более [66,



177 и др.]. При меньшей ширине уменьшение эффективности оценивается коэфснциснтом, меньшим единицы. Вводить канал между катушками Л я Б двух разных стержней по оси О-О не имеет смысла, так как ввиду цилиндрической формы и без этого вся наружная поверхность внешних катупюк полностью участвует в охлаждении.

У т. м. м. ввиду прямоугольной формы катушек введение канала по оси 0-0 (рис. 7.10) открывает у катушек Л и Б дополинтельиые поверхности АП , показанные на рисунке пунктиром. Эти поЕерХ]Юсти несколько облегчат

катуш-ка


Сердечник

Сердечник

канал


Рис. 7.9. Рисположение цилиндри- Рис. 7.10- Каиял с окис сер-ческнх KaryuicK в окне сердеч- дечиики т. м. м. с прямоугольника мощного трансформатора. ными катушками.

тепловой режим т. м. м. Условия теплоогвода в подобном канале существенно отличаются от таковых у крупных трансформаторов в цилиндрическом канале. Канал иначе расположен и имеет значительно меньшую протяженность. Ввиду прямого выхода капала в окружающую cpeiy внутренние стенки катушек будут отдавать тепло не только конвекцией, но и частично лучеиспусканием. Поэтому можно ожидать эффекта и прн ширине канала, значительно меньшей, чем это вытекает из теории теплопередачи для случая протяже1шой стенки. Заметим также, что удаление друг от друга нагретых поверхностен, соприкасающихся в случае полного заполнения окна, облегчает отвод тепла от внутренних частей катушкн, что уменьшает в ней перепад температур.

Вследствие небольшой протяженности капала некоторый эффект может обеспечить и теплоотдача лучеиспусканием от внутренних поверх1юстсй катушек, выходящих в канал, в окружающую среду (рис. 7.11). В литературе по мощным трансформаторам подобный вопрос ставился



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 [ 72 ] 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192