Главная >  Механическая запись звука 

1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

в то же время пластинки с дефектами, не влияющими на звучание п не портящими товарного вида, признаются годными; допустимые дефекты определяются сравнением с утвержденными пластинками - эгалонами.

Ограничивается величина эксцентриситета пластинки, т. е. смещение центрового отверстия относительно центра записи, которое может произойти при зарядке матрицы в прессформу. При эксцентриситете не более 0,2 мм обусловленное им периодическое изменение тональности за каждый оборот проигрываемой пластинки (детонация звука) на слух практически не ощущается.

Из тех же соображений ограничивают коробление пластинки, которое помимо появления детонации приводит к повышению износа пластинки.

Задана норма на уровень собственного шума пластинки, представляющего собой неприятную помеху при воспроизведении; он обусловлен состоянием матрицы, качеством пластиночной массы и режи-люм прессования. Уровень шума оценивается в децибелах по отношению выходных напряжений Um и Уюоо. измеряемых стандартизованным измерителем уровня соответственно при проигрывании немой неигранной канавки и модулированной канавки с записью сигнала 1 ООО Гц с максимально допустимым уровнем:

Dш=201g~ , дБ.

1 ООО

Эта величина для .начальных немых канавок пластинок диаметром 30 см должна быть по крайней мере минус 51 дБ; по мере приближения иглы к центру пластинки уровень шума снижается ввиду уменьшения линейной скорости канавки.

Обратная величшш уровня шума дает представление о динамическом диапазоне звучания для пластинки. Однако в действительности этот диапазон меньше, так как он характеризуется отношением максимального уровня записи к минимальному, а для восприятия слухом слабого сигнала необходимо, чтобы последний перекрывал шум по крайней мере на 10-15 дБ. Поэтому динамический диапазон грамзаписи оценивается, примерно, в 35 дБ. Заметим, что для симфонического оркестра в зале он составляет 65-75 дБ.

Существенным показателем пластинки является и ее износостойкость. Этот показатель определяется возрастанием шума немых канавок от многократного проигрывания. Допускается увеличение шума не более чем на 2 дБ после 50 проигрываний.

Кроме того, пластинки должны удовлетворять климатическим требованиям, что проверяется оценкой внешнего вида и эксплуатационных показателей пластинок после их пребывания в термостате и в камере влажности.

К последним достижениям в области производства прессованных грампластинок следует отнести появление пластинок нового профиля. Такие пластинки были впервые выпущены в 1970 г. американской фирмой RCA. Они отличаются уменьшенной толщиной зоны записи и менее резким изменением толщины борта на участке, прилегающем к зоне записи. Масса пластинки диаметром 30 см равна примерно 90 г. Такая пластинка помимо очевидной экономии в расходе винилита имеет другие существенные преимущества. Постепенное пз мененне толщипы борта обеспечивает плавный ввод иглы с вводной канавки на начальные FieMbie канавки зоны записи и уменьшает тем самым помеху, прослушиваемую перед началом воспроизведения.



Значительным преимуществом при прессовании таких пластинок является более интенсивное и однородное перемешивание массы при ее растекании по матрице: здесь происходит турбулентное течение массы, а не ламинарное, наблюдаемое при прессовании обычных, более толстых пластинок. При турбулентном течении слои массы хорошо перемешиваются между собой, так как ее частицы движутся неупорядоченно, по сложным траекториям. При ламинарном течении частицы массы перемещаются слоями в одном направлении и поэтому полного перемешивания не происходит. Вследствие турбулентного течения исключается образование на поверхности пластинки воздушных пузырьков, создающих потрескивания при воспроизведении.

У нас в стране Апрелевским заводом грампластинок в 1971 г. разработана и изготовлена прессформа для тонких пластинок и получена первая серия пластинок массой в пределах 100-110 г.

Хранение пластинок. В надлежащих условиях пластин,<а может оставаться полноценной в течение десятков лет. К сожалению, условиям хранения пластинки и обращению с ней не всегда придается должное значение, отчего резко сокращается срок ее службы.

Пластинки рекомендуется хранить в конвертах в вертикальном положении. Желательно предусмотреть для этого отсеки, каждый не более чем на 20 пластинок одинакового формата. При частичном заполнении отсека следует вставлять эквиваленты во избежание наклонного положения пластинок, при котором они могут покоробиться.

Можно хранить пластинки и в горизонтальном положении, в конвертах, стопкой не более 10 шт. одного формата.

Пластинки должны быть расположены не ближе 1 м от нагревательных приборов и защищены от солнечных лучей.

Не следует забывать, что основными врагами пластинки являются царапины и пыль. Достаточно указать, что амплитуды записи на высоких частотах равны десятым долям микрона, т. е. меньше пылинок, находящихся в воздухе. Поэтому пылинки, осевшие в канавку, дают потрескивания и щелчки, которые могут оказаться громче записанного сигнала: царапина, пересекающая канавки,* проявляется как периодические щелчки -по одному за каждый оборот пластинки. Поэтому пластинку следует хранить во внутреннем полиэтиленовом конверте и перед самым проигрыванием протирать мягкой тканью, пропитанной антистатической жидкостью например ОП-7, которая имеется в продаже; пропитанную ткань следует перед протиранием хорошо отжать. Такая обработка снимает с пластинки статический заряд и устраняет притяжение пыли. Некоторые зарубежные фирмы выпускают пластинки из массы, содержащей антистатическую добавку, благодаря чему такие пластинки не притягивают к себе пыль и не требуют очистки.

АППАРАТУРА ДЛЯ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ГРАМЗАПИСИ

Виды аппаратуры. Для воспроизведения записи с граммофонных пластинок выпускаются проигрыватели, электрофоны, радиолы и маг-ниторадиолы. Современные аппараты воспроизведения грамзаписи выполняются в основном стереофоническими с применением транзисторов. Монтаж усилителей представляет собой совокупность связанных между собой миниатюрных блоков, каждый из которых может быть легко заменен при необходимости. Перспективным является применение интегральных схем. Все эти аппараты содержат элект-



ропроигрывающее устройство (ЭПУ), представляющее собой шасси, на котором смонтированы движущий механизм с диском, звукосниматель и ручки управления.

Большинство современных ЭПУ - стереофонические. Они пригодны и для проигрывания монофонических пластинок. Выпускаемые монофонические ЭПУ также пригодны для обоих видов пластинок. При проигрывании на них стереопластинок достигается полноценное монофоническое звучание, а износ пластинки получается не больше, чем при проигрывании на стереофоническом ЭПУ.

Движущий механизм ЭПУ состоит из электродвигателя, системы передачи вращения от вала двигателя диску и самого диска.

В зависимости от требований, предъявляемых к ЭПУ, движущие механизмы выполняются различных конструкций и стоимости. Среди выпускаемых имеются модели с четырьмя частотами вращения диска (78, 45, 337з, 16% об/мин), но они сравнительно редки, так как большое количество частот вращения очень усложняет конструкцию механизма. Частота вращения 337з об/мин является основной. Широко-применяется частота вращения 45 об/мин для пластинок диаметром 17,5 см. Большинство новейших моделей обычно обеспечивают эти две частоты вращения. Иногда дополнительно предусматривают частоту вращения Ш/з об/мин, но 78 об/мин, как правило, отсутствует.

Полностью ручное управление ЭПУ почти не встречается. Самые распространенные автоматизированные функции - это автоматическое выключение ЭПУ с помощью автостопа по окончании проигрывания пластинки и подъем звукоснимателя с пластинки, а также плавное опускание на нее посредством м и к р о л и ф т а.

Автостоп представляет собой систему рычагов, находящихся в сцейлении с деталью на поворотной ножке тонарма. При выходе иглы звукоснимателя на выводную канавку происходит резкое изменение шага записи, от чего тонарм получает большое ускорение. Это ускорение приводит в действие систему рычагов, в результате чего размыкается контакт в цепи питания электродвигателя. Для запуска ЭПУ тонарм отводят за борт пластинки, при этом поворотная ножка воздействует на рычаги, что приводит к замыканию контакта в цепи двигателя,

Микролнфг применяется для сохранности пластинки при опускании и подъеме тонарма. Вручную эти операции не могут быть, как правило, выполнены настолько аккуратно, чтобы не повредить пластинку. Микролифт монтируется на плате ЭПУ у поворотной ножки тонарма. Наиболее распространенная конструкция микролифта представляет собой полую вертикальную трубку, внутри которой находится подвижной стержень. Подъем и опускание стержня управляется ручкой, нижний конец которой служит подвижной опорой стержня. В нерабочем, поднятом положении тонарма верхний конец стержня подпирает планку, укрепленную снизу на тонарме. Для проигрывания пластинки тонарм рукой устанавливают над вводной или любой выбранной канавкой зоны записи и затем опускают его ручкой микролифта. Для плавного опускания движение стержня демпфировано вязким материалом, заполняющим трубку.

В некоторых моделях ЭПУ автоматизированы и другие функции, например в конце проигрывания предусмотрены автоматический подъем звукоснимателя с пластинки и его возврат на опорную стойку с одновременным выключением двигателя и закорачиванием звукоснимателя.

4-145 21



1 2 3 4 5 [ 6 ] 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24