Главная >  Производственный и технологический процесс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

отверстий должно быть минимальным, так как их отклонение вызывает несимметрию магнитного потока и резкое ухудшение коммутации. Как правило, сверление производят на агрегатных сверлильных станках, имеющих высокую точность.

Схема пятая. Корпуса крупных электрических машин, как правило, имеют сварную конструкцию, а сердечник набирается непо-средствеино в корпус из сегментов. Сердечники, набранные из сегментов, по внутреннему диаметру з-за большой сложности не об-


Рис. 8.7. Технологическая схема обработки корпуса иа семипозициоииом агрегатном станке.

рабатываются. Поэтому обработку корпуса крупной электрической машины производят в окончательный размер. При этом стремятся основные поверхности, которые определяют равномерность воздушного зазора, обрабатывать за один установ корпуса на станке.

Для примера рассмотрим технологию токарной обработки корпуса электродвигателя с высотой оси вращения 100 мм на семипозициоииом агрегатном станке (рис. 8.7).

На позиции / производят крепление корпуса. Корпус ориентируют по внутреннему диаметру специальным разжимным устройством и крепят на станке с двух сторон за утолщения на ребрах охлаждения. На позиции обрабатывают часть внутренней поверхности. На позиции / производят предварительную обработ-

ку левой половины внутреннего диаметра корпуса под сердечник и сверлят отверстия на правом торце. На позиции IV производят предварительную обработку правой половины внутреннего диаметра корпуса под сердечник и сверлят отверстия на левом торце. На позиции V корпус обрабатывают сразу двумя головками. Правая головка производит предварительную обработку правого замка, а левая головка производит предварительную обработку левого замка и окончательную обработку поверхности под сердечник. На позиции VI производят контроль всех размеров. Окончательно замки и лапы обрабатывают после запрессовки сердечника. На позиции VU выполняют нарезку резьбы во всех отверстиях.

8.S. ОБОБЩЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОБРАБОТКИ ВАЛА И ВАЛА С СЕРДЕЧНИКОМ fPOTOPA)

Вал с сердечником показан на рис. 8.8. На рисунке приведены основные размеры и правильная их простановка. Конструкторской, измерительной и сборочной базой является торец шейки вала, на котором фиксируется подшипник. От этой базы проставляют основные размеры: 1\ - до свободного конца вала, h - до сердечника, 1г - расстояние между подшипниками. Размер /4 - определяет полную длину ротора. Одним из важнейших требований является соосность поверхности ротора В с поверхностями под подшипники Б и поверхностью рабочего конца вала А. Соосность этих поверхностей определяет равномерность воздушного зазора в машине.

Построение технологического процесса изготовления вала и ротора зависит от точности заготовки, жесткости вала и объема выпуска. Валы с малой жесткостью при запрессовке в сердечник могут незначительно деформироваться, и поэтому обработку шеек под подшипники и выходной конец вала производят после запрессовки. Жесткие валы обрабатывают в окончательный размер, так как при запрессовке размеры сохраняются. С окончательными размерами также изготавливают валы крупных электрических машин, потому что обработка ротора по наружному диаметру не производится.

В табл. 8.1 приведены технология и пооперационные эскизы обработки на автоматической линии валов и роторов асинхронных электродвигателей.

Легко увидеть, что это технология обработки жесткого вала. На операции I создают технологическую базу. Для этого фрезеруют торцы валов и сверлят в них специальными сверлами глу-

4 Зак. 953

I А В

Рис. 8.8. Вал с сердечником.



Таблица 8.Г

Номер

опера-

Содержание операций

Оборудование

Модель


2 3 4

9 10

Фрезерование торцов и центровка вала

Обточка средней части и короткого конца вала

Обточка длинного конца вала

Шлифование средней части вала под запрессовку сердечника и шейки под вентилятор окончательно

Шлифование выходного конца вала окончательно

Шлифование шеек под подшипник окончательно

Фрезерование паза Сборка вала с

шпоночного сердечником Обточка ротора поверху Балансировка ротора

Фрезерно-центровальный станок

Гидрокопировальный токарный полуавтомат

Гидрокопировальный токарный полуавтомат

Центровой круглошлифоваль-ный станок с двумя шлифовальными бабками

Центровой круглошлифоваль-ный станок

Центровой круглошлифоваль-ный станок с двумя шлифовальными бабками

Горизонтально-фрезерный станок

Горизонтально-монтажный гидравлический пресс

Гидрокопировальный токарный полуавтомат

Балансировочный станок

МР-75 ЕМ-4} ЕМ-41 ЗЛ161-И

ЗЛ161-Г ЗЛ161-Е

МА-57 МА-52А ЕМ-8 9В730

хие отверстия. Фрезы настраивают так, чтобы получить чертежную длину вала. Дальнейшую обработку ведут, базируя вал или ротор на центровые отверстия и торец. Центровые отверстия и торец часто служат базой при некоторых операциях сборки электрической машины. На операции 7 производят фрезерование шпоночного паза. При наличии у вала нескольких шпоночных пазов (на выходном конце вала, для крепления сердечника, для крепления вентилятора и т. д.) их располагают в одну линию и принимают одной ширины. Это позволяет все пазы фрезеровать одной фрезой при одноразовой установке вала на станок.

Валы небольших электрических машин, как правило, не жесткие, поэтому технология их изготовления несколько иная. Кроме того, заготовки для небольших валов могут быть получены с малыми припусками, что также может изменить порядок и состав операций.




£ с 3 К о

аз ex.

ч о с

=s 3 а:

я а.

&

6 & ii

§

S о к с га .

о 53

а к о. га

3 >,

га к

Рассмотрим технологию изготовления валов и роторов для электродвигателей к стиральным машинам на заводе в г. Грюн-хайне (ГДР). Заготовки валов получают поперечно-клиновой прокаткой с минимальными допусками, что позволяет не производить токарную обработку. Базами при обработке служат шлифованные цилиндрические поверхности и торцы. В табл. 8.2 приведены технология и пооперационные эскизы изготовления валов и роторов.

8.6. ОБОБЩЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ОБРАБОТКИ ПОДШИПНИКОВЫХ ЩИТОВ

Подшипниковый щит показан на рис. 8.9. Одним из важнейших требований к щиту является соосность поверхности гнезда под подшипник А и поверхности замка Б. Соосность указанных поверхностей определяет равномерность воздушного зазора в машине. На работоспособность капструктор-

машины, шум и вибрацию оказывает влияние тельная ucga-

шероховатость поверхности А. Для нормальной рочнап оазт работы машины и подшипникового узла поверхность гнезда под подшипник должна быть обработана с полем допуска не выше 5-7-го квалитетов, а шероховатость должна быть не выше Ra 0,8.

На рис. 8.9 показаны основные размеры и правильная их простановка. Конструкторской, измерительной и сборочной базами служит поверхность замка. От базы проставлены размеры: 1и определяющий длину замка и /г -до торца подшипникового гнезда. Размер - ши-.рина подшипникового гнезда.

Подшипниковый щит имеет форму диска, что определяет его невысокую жесткость. Поэтому при обработке щита большое значение имеет способ его крепления. Как правило, стараются крепление осуществить на большем диаметре. Если конструкция щита не представляет возможности закрепить щит, то на нем делают специальные технологические приливы, за которые крепят во время обработки. При токарной обработке щитов применяют две основные Рис. 8.9. Щит схемы зажимов; радиальную и тангенциаль- подшипниковый, ную.

При радиальном зажиме (рис. 8.10, а) зажимные усилия при лагаются к наружным поверхностям ушек щита (или технологических приливов) и направлены по радиусу к центру щита. При тангенциальном зажиме (рис. 8.10, б) зажимные усилия прилага* ются к боковым сторонам ушек щита (или технологических приливов) и направлены по касательной к окружности, центр которой




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 [ 16 ] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85