Главная >  Производственный и технологический процесс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

головку, позволяющую выполнять загрузку - выгрузку статора на загрузочной позиции одновременно с бандажированием на рабочей позиции. На станке производят первоначальное закрепление и автоматическую отрезку нити. Благодаря программному устройству стежки бандажа на отдельных участках укладываются в-каждом просвете или через просвет. Это позволяет не бандажи-ровать просветы, перекрытые выводными проводниками или другими деталями обмотки, а также накладывать по несколько стежков в начале и конце бандажирования. Станки бандажируют одновременно обе лобовые части, делая до 72 стежков в минуту.

Опыт эксплуатации станков с однониточным стежком показал, что в процессе бандажирования лобовая часть статора испытывает значительные деформации под действием бандажировочной нити, приводящие к смещению ее элементов. Кроме того, несмотря на значительное натяжение нити в процессе бандажирования достигаемая плотность бандажа недостаточно высока.

При двухниточном бандажировании получается значительный технологический эффект - отсутствие смещения межфазовой изоляции. Неподвижность изоляции объясняется двумя причинами: значительным уменьшением воздействия игольной нити, которая натянута слабее, чем при однониточном стежке; наличием на торце статора сильно натянутой петлительной нити, которая препятствует сдвигу межфазовой изоляции.

На рис. 15.21 показан разработанный ВНИИТэлектромаш бандажировочный станок типа БС-23Б, который бандажируег двухниточным швом с помощью двух радиусных закрытых игл. Бандажирование одностороннее.

ж) Комплексная механизация обмоточно-изолировочных работ

Для намотки статоров ВНИИТэлектромаш разработан автоматический участок линии с агрегатным статорообмоточным устройством. На этом участке выполняются основные и вспомогательные операции при высоком уровне их автоматизации. На автоматическом участке изготавливают рабочую обмотку однофазных электродвигателей типа ДБСМ-1Е к бытовым стиральным машинам. Участок рассчитан на такт 15-20 с. Годовая производительность при коэффициенте использования 0,8 составляет 600- 800 тыс. статоров. Обслуживают участок два человека (оператор и наладчик). Более подробно вопросы механизации обмоточно-изолировочных работ изложены в [25].

15.3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УКЛАДКА ОБМОТОК ИЗ КРУГЛОГО ПРОВОДА РУЧНЫМ СПОСОБОМ

Всыпные обмотки из круглого провода наматываются на намоточных станках, оснащенных многоручьевыми намоточными шаблонами. Для повышения производительности труда и умень-

шения внутримашинных соединений наматывают сразу всю катушечную группу. На рис. 15.22 показан разработанный ВНИИТэлектромаш намоточный станок типа НК-4А. Намотка катушечной группы производится на гидрофицированный шаблон 2. Провод сматывается с катушек 7, установленных на торец, и через направляющие 6, натяжное устройство 5, раскладчик 3 крепится к шаблону. Натяжное устройство состоит из системы роликов, часть которых подторможена.


*** V 4 *


Рис. 15.22. Станок для намотки катушечных групп типа НК-4А.

Станок работает следующим образом. На блоке автоматики станка / устанавливается программа намотки: число витков в каждой катушке и число катушек в катушечной группе. Программа предусматривает возможность намотки катушек в катушечной группе с разным числом витков. Включение станка производится с пульта управления 4. При включении начинается намотка первой катушки, намотав заданное число витков первой катушки, шаблон останавливается, раскладчик 3 передвигается и устанавливается перед следующим ручьем шаблона. Шаблон начинает вращение и происходит намотка второй катушки. Таким образом, вся катушечная группа наматывается в автоматическом цикле, после чего шаблон останавливается. Провод отрезается, между сторонами катушек заводится гребенка (рис. 15.23) и запирается штырем 1. Затем стороны шаблона сближаются, кату-



шечнай группа снимается с шаблона и переносится на стойку на рисунке не показана). Стороны шаблона устанавливаются в исходное положение, к шаблону крепится провод и начинается намотка следующей катушечной группы. За время намотки катушечной группы на станке оператор перевязывает шнуром каждую катушку, находящуюся на стойке. В этом станке, в отличии от ранее существующих, операции намотки и завязки совмещеньв по времени, что позволяет повысить производительность труда.

Рис. 15.23. Гребенка для переноса катушечных групп.


Рис. 15.24. Последовательность укладки катушек двухслойной обмотки в пазы статора.

Выводные концы катушечных групп зачищают от изоляции. Это делают, например, обжигая их в муфельной печи и, чтоб избежать структурных изменений меди, охлаждая в воде.

Намотанные катушечные группы поступают на участок укладки, где их укладывают в пазы статора. Рассмотрим последовательность укладки двухслойной обмотки в пазы статора (рис. 15.24). Первые три катушки 1, 2, 3 укладывают одной стороной в низ паза, а вторую сторону оставляют внутри сердечника. Следующие катушки {4, 5 и т. д.) укладывают одной стороной в низ паза, а второй стороной в верхнюю часть паза, так как в нижней части паза уже имеется ранее уложенная катушка. После того, как уложена последняя катушка 12, производят укладку вторых сторон первых трех катушек в верх пазов, начиная с катушки 3. Укладку последних катушек называют укладкой замка, а место в обмотке называют замком. С уменьшением числа пар полюсов, как правило, увеличивается шаг обмотки и тем самым увеличивается число катушек в замке. Это увеличивает трудоемкость укладки и усложняет ее, поэтому наиболее тяжелым в укладке являются двухполюсные машины.

Последовательность (позиции /-VI) всыпания проводников в пазы показана на рис. 15.25. Сначала во все пазы укладывают

корпусную изоляцию 1, а в паз, куда будут всыпать проводники, дополнительно устанавливают технологические картонные прокладки 2 для предохранения изоляции провода от повреждения (позиция /). Заполнение низа паза производят, опуская проводники 3 между технологическими прокладками (позиция ). Уплотнение проводников в пазу осуществляют подбойкой 4, по которой ударяют сверху молотком (позиция /). Затем между


/ я Ш ПГ Y Ш

Рис. 15.25. Последовательность всыпания проводников в пазы статора.

пазами устанавливают прокладку 5, которая изолирует верхнюю и нижнюю катушки, и заполняют проводниками 6 верх паза (позиция IV). После этого подбойкой уплотняют обмотку и заворачивают один, а затем второй край корпусной изоляции (позиция V). Клин забивают поверх загнутых краев изоляции (позиция VI). Под клин устанавливают дополнительную прокладку. Клин должен входить в паз туго и находиться в пазу плотно. При укладке секций между верхом и низом лобовой части прокладывают для изоляции простынки. При необходимости простынки бандажируют к секциям.

После укладки секций производят соединение и пайку схемы, припайку выводных кабелей и бандажировку лобовых частей. Соединение схемы выполняют собственным проводом катушек в соответствии с требованиями чертежа. Провода обрезают на нужную длину и надевают на них изоляционные трубки. При 2-3 элементарных проводниках в катушке провода в местах соединения катушечных групп скручивают, обрезают скрутку и сваривают с торца. При большем числе элементарных проводников скрутку проварить трудно, поэтому для соединения используют медные гильзы, в которые укладывают проводники с двух сторон, обжимают гильзу и сваривают ее, заливая припой в гильзу. Выводные кабели присоединяют к схеме гильзами и проваривают их. Для сварки используют меднофосфорный припой ПМФ-7. Места сварки изолируют лентами.

Бандажирование выполняют шнуром, который протягивают между секциями проволочной иглой. Формовку лобовых частей осуществляют ударами молотка через фибровую или текстолитовую прокладку.



Прн ручной укладке могут быть механизированы отдельные операции (пазоизолирование, формование и т. п.).

ручная укладка применяется при производстве единичных машин и при ремонтных работах.

Глава шестнадцатая

ИЗГОТОВЛЕНИЕ И УКЛАДКА ШАБЛОННЫХ ОБМОТОК ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПРОВОДА

16.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

С увеличением мощности машин уменьшается число эффективных проводов в пазу и увеличивается их сечение. И при мощности машин более 60-80 кВт получить необходимое сечение эффективного проводника, соединив параллельно несколько круглых проводников, не представляется возможным. Обмотка, имеющая более 6-8 элементарных круглых проводов в одном эффективном проводнике, становится нетехнологичной, поэтому обмотку выполняют из прямоугольного провода.

Катушки изготавливают, наматывая провода ровными рядами, что позволяет иметь надежную витковую изоляцию. При необходимости витковую изоляцию можно усилить, проложив между витками при намотке дополнительную прокладку. Поэтому машины с обмотками из прямоугольного провода имеют более высокую надежность.

В низковольтных электрических машинах пазовую изоляцию устанавливают в сердечник до начала укладки катушек, а катушки не изолируют. Это позволяет разделить каждую катушку по ширине на две полукатушки и укладывать в паз не всю катушку сразу, а каждую полукатушку отдельно. При этом паз делают полуоткрытым, т. е. шлиц паза имеет ширину несколько большую, чем ширина полукатушки.

Электрические машины мощностью свыше 400 кВт целесообразно изготавливать и эксплуатировать на напряжение свыше 3000 В. Высокое напряжение предъявляет к корпусной изоляции катушек ряд дополнительных требований. Изоляция должна быть короностойкой (обладать способностью длительно работать в полях с высокой напряженностью поля); иметь высокий запас электрической прочности и выдерживать коммутационные и атмосферные перенапряжения, которые могут достигать 3-4 значений рабочего напряжения; иметь малые диэлектрические потери (tg6). Этим требованиям удовлетворяет изоляция на основе слюды, которую накладывают на катушку до ее укладки в сердечник, поэтому укладку катушки производят в открытый паз.

Технология изготовления катушек с корпусной изоляцией определяется принятым типом изоляции. На рис. 16.1 показана последовательность основных операций при изготовлении катушек с

различной изоляцией. Долгие годы в качестве изоляции использовали микаленту на масляно-битумных лаках с последующей ком-паундировкой катушек. Такая изоляция называется термопластичной и имеет класс нагревостойкости А. В последние годы в качестве изоляции используют непропитанные ленты на основе

Изготадлгние катушек с корпусной изол/щиаи

Намотка лодочки

Скрепление ВиткоВ пропиткой В битуме

Скрепление Витков промазкой бакелитовым лаком или зпаксиВным компаднбом

Прессование лавочки при температуре wa-Пд С и вадлении

Растяжка лавочки В катушку

Рихтовка катушки на макете

Изолировка катушки микалентой

Изолировка катушки сухими слкВинитовыми лентами

Компаунвированае в битуме: б авлени в zaa-зап Па,

Впуск битума, Павле ние 0,В МПа, температура 155-765°й

Пропитка в эпоксидном компаунде: давление 50-60 Па, Впуск компаунда, давление 0,В МПа, температура 60-70 С

Укладка В пазы статора, соединение и изолировка

Укладка В пазы статора, соединение и изолировка

Пропитка в эноксидном компаунде: давление 50-ВО Па, впуск компаунда, в ав ленив 0,8 МПа, температура 60-70°Z

Укладка В пазы статора, соединение и изолировка

Запечка при температуре 15D~18DZ в течение ZO-Zt- ч

Запечка при температуре 150-WO°Z д течение ZO-Zt- ч

Термопластичная изоляция

Изоляция г!онолит-3

Изоляция мnнaлum-Z

Рис. 16.1. Последовательность основных операций при изготовлении катушек с корпусной изоляцией.

слюдяных бумаг с последующей пропиткой катушек в эпоксидных компаундах. При этом применяют два способа: сухой (монолит-2) и мокрый (монолит-3). При сухом способе катушки после изолировки укладывают в сердечник и пропитывают вместе с ним, после чего производят запечку. При мокром способе катушки после изолировки пропитывают и подсушивают. Подсушку произ-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 [ 41 ] 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85