Главная >  Производственный и технологический процесс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

водят по таким режимам, которые позволяют подсушить до отлипа наружные слои изоляции, сохраняя влажными внутренние. Затем катушки укладывают в сердечник и запекают. Мокрый способ требует пропиточное оборудование небольших габаритов по сравнению с сухим способом и позволяет получать более ремонтоспо-собные машины. При сухом способе обмотка получается более монолитной. Изоляция этого типа имеет класс нагревостойкости В, высокую монолитность, а отсюда и лучшую теплопроводность, что повышает технико-экономические показатели машин.

Изготовление и укладка обмоток из прямоугольного провода трудно поддаются механизации. В настоящее время механизированы только отдельные технологические операции изготовления обмоток.

Трудоемкость изготовления и укладки обмоток из прямоугольного провода без корпусной изоляции в 3 раза больше, чем трудоемкость немеханизированного изготовления и укладки обмотки из: круглого провода в сравнимых машинах, а трудоемкость изготовления обмоток с корпусной изоляцией в 2,5-3 раза больше трудоемкости изготовления обмоток из прямоугольного провода без корпусной изоляции. Изготовление обмоток производят в специализированных цехах и участках, а -укладку -в сборочных цехах.

16.2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБМОТОК ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПРОВОДА БЕЗ КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИИ

Многовитковая статорная катушка из прямоугольного провода показана на рис. 16.2. Катушка имеет пазовую часть 3 и лобовую часть, состоящую из прямолинейного участка 2 и головки 1. На лобовой части расположены два выводных конца 4. Одна сторона пазовой части катушки укладывается в низ паза статора 5, а вторая в верх паза 6. Пазовые части развернуты на угол а и расположены на разных радиусах от центра. Катушка имеет достаточно сложную геометрическую форму.

При изготовлении катушки последовательно осуществляются следующие операции: намотка лодочки, скрепление витков лодочки, прессовка лодочки, растяжка лодочки в катушку, рихтовка катушки, крепление и изоляция выводных концов и лобовых частей.

Намотку лодочки производят на станках типа ТТ-20, ТТ-22, ТТ-24. Для намотки используют плоские шаблоны (рис. 16.3). Форма шаблона выбрана такой, что после намотки лодочки получаются сформированными места перегибов головок катушки и подготовленными для дальнейших операций пазовые и лобовые части.

Для намотки провода с бухты подают через натяжное устройство к шаблону и закрепляют в зажиме /. Затем производят намотку лодочки. Так как катушка укладывается в полуоткрытый паз и состоит из двух полукатушек, то одновременно наматывают две лодочки, лежащие рядом. Чтобы полукатушки в пазу не изо-

лировать между собой, а также для удобства намотки, эффективный проводник разбивают на два элементарных и располагают рядом, как показано на рис. 16.4, а. Цифрами обозначены номера витков. При этом отношение большей стороны проводника к меньшей должно быть не менее 2,0. При несоблюдении этого условия на операциях растяжки и рихтовки под действием возни-


Рис. 16.2. Многовитковая статорная катушка нз прямоугольного провода.




Рис. 16.3. Шаблон для намотки лодочки.

кающих сил изгиба и кручения возможно выворачивание отдельных проводников. При больших сечениях эффективного проводника его разбивают на 2, 4, 6, ... проводников. На рис. 16.4,6 1ю-казана схема намотки лодочки в 4 параллельных элементарных проводника. При такой намотке возможно получение катушки с четным или нечетным числом витков, чего нельзя получить ьри



схеме намотки на рис. 16.4, в. Возможны также другие схемы намотки.

После окончания намотки через пазы 2 (см. рис. 16.3) перевязывают лодочку в нескольких местах. Для снятия лодочки с шаблона выбивают клинья 3 и снимают щеку 4. В таком состоянии лодочка не пригодна для дальнейших операций, так как витки в ней не скреплены. Скрепление витков можно осуществить различными способами.

Рис. 16.4. Расположение проводников в шаблоне при намотке.

На Московском электромеханическом заводе им. Владимира Ильича принята технология скрепления витков лавсановой лентой шириной 20 и толщиной 0,13 мм. На лобовую часть каждой лодочки ленту наматывают вполнахлеста, а на пазовую - вразбежку. Выводные концы крепят несколькими витками ленты особенно тщательно. После изолировки лодочку на 15 мин опускают в лак (МЛ-92, КО-916К), а затем подсушивают в печи в течение 0,5 ч при температуре 110-120°С. Лак, проникая между витками, скрепляет их, и лодочка становится жестче. Лавсановая лента также пропитывается лаком и при сушке, усаживаясь, скрепляет витки.

Следующая операция, на которую поступает лодочка, - прессовка. Прессовка необходима для выравнивания проводников, скрепления их и придания лодочке монолитности. Прессовка осуществляется на прессе (рис. 16.5). Лодочка пазовыми частями 6 укладывается между подвижными стержнями 3 и 5. По высоте лодочки разделены стальными пресс-планками 4. Ширина пресс-планки принимается на 0,2-0,3 мм меньше, чем высота пазовой части лодочки. Пресс-планки улучшают теплопередачу и обеспечивают равномерный нагрев всех проводов лодочки. Они также разделяют пазовые части, не позволяя им слипаться. В некоторых случаях перед прессовкой лодочки обматывают киперной лентой, которая при прессовке впитывает излишки лака, препятствуя его налипанию на пресс-планки.

Прессовку производят в следующей последовательности. Через каналы 7 подается водяной пар, имеющий температуру ПО- 120 °С. После того как лодочки нагрелись и лак размягчился, цилиндрами / и 2 создают давление, сжимающее лодочки последовательно с четырех сторон. В сжатом состоянии лодочки выдерживают 20 мин, а затем охлаждают и после охлаждения снимают давление. При нагреве лодочек лак размягчается и под давлением витки сближаются, выравниваются и уплотняются. Одновременно под воздействием температуры лак запекается.


в i 5 h 3

Рис. 16.5. Пресс для прессовки пазовых частей лодочки.

После прессовки лодочку растягивают и получают катушку. Растяжку выполняют на растяжном станке (рис. 16.6). Лодочку 4 устанавливают головками в фиксирующие штыри 2, а пазовые части зажимают в механизме растяжки 3. После включения станка механизм растяжки разводит пазовые части лодочки в разные стороны, а фиксирующие штыри сближаются, так как расстояние между ними уменьшается. В конце растяжки фиксирующие штыри поднимаются вверх на расстояние, необходимое для формования катушки в вертикальной плоскости. Готовую катушку снимают со станка, а механизм растяжки и фиксирующие штыры возвращаются в исходное положение.

Зажим лодочки и движение механизмов осуществляются пневматикой. Для растяжки лодочек различной длины произво/1ят настройку станка винтами /, которые передвигают фиксирующие штыри и механизм растяжки. При настройке также меняется угол растяжки. Производительность станков, оснащенных пневматикой, достигает 0,8 млн. катушек в год при /(см = 0,7.

После растяжки катушки пе имеют точных размеров, так как медный провод обладает значительной упругостью. С увеличением угла растяжки влияние упругости сказывается сильнее. Для придания окончательной формы катушке ее формуют на макете





о* о

со CD


(рис. ]6.7). Катушку / укладывают на нижнюю нлиту 4, которая имеет геометрическую форму лобовой части и головки катушки. Сверху накладывают верхнюю нлиту 3, которая прижимает к нижней плите только пазовые части катушки, оставляя лобовые части свободными. Винты 2 стягиваются пневматикой. Затем лобовую часть и головку катушки 5 подбивают через текстолитовую прокладку молотком.

После формовки катушку изолируют. Выводные концы изолируют до половины длины плеча лобовой части и бандажируют для того, чтобы не на-)ушалась изоляция при пайке схемы.

1а лобовые части катушек, которые будут укладываться в статоре на границе фаз, накладывают межфазовую изоляцию. В таком виде катушки поступают на укладку в статор.

16.3. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБМОТОК ИЗ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПРОВОДА С КОРПУСНОЙ ИЗОЛЯЦИЕЙ

Многовитковая катушка с корпусной изоляцией показана на рис. 16.8. По форме она соответствует катушке без корпусной изоляции, но не разделена на две полукатушки, так как на нее нанесена корпусная изоляция. Последовательность операций изготовления катушек приведена на рис. 16.1.

Рис. 16.7. Макет для правки и формовки лобовых частей катушек.


Рис. 16.8. Многовитковая катушка с корпусной изоляцией. 9 Зак. 953

877842



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 [ 42 ] 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85