Главная >  Производственный и технологический процесс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 [ 50 ] 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85

лотка сгибают по радиусу лобовые 2 и 5, пазовую 4 части и отгибают концы катушки. После гибки каждая часть катушки зажимается эксцентриками 3, 6, 10. Концы помещают между прокладками /. После формовки освобождают зажимы и катушку снимают с горбыля. Вторую сторону формуют аналогично на другом горбыле. В таком виде катушки поступают на изолировку.

г) Изготовление стержней

При диаметрах якоря свыше 500 мм одновитковые катушки якорных обмоток получаются очень громоздкими, поэтому в крупных машинах применяют стержневые обмотки, состоящие из полукатушек, форма которых приведена на рис. 17.1.

Стержневые обмотки называют также разрезными. Их применяют и для волновой части катушечных обмоток, и в ступенчатых обмотках, у которых проводники катушки, лежащие в нижнем слое в одном пазу, в верхнем слое распределены в два паза.

Технологический процесс изготовления стержней роторных обмоток, которые являются типичными представителями стержневых, изложен в гл. 17. Разница между ними заключается в том, что якорные обмотки укладывают в открытый паз и поэтому при изготовлении стержня производят гибку обеих сторон.

19.4. ИЗОЛИРОВКА ОБМОТОК ЯКОРЯ

Изоляцию обмотки якоря можно разделить на витковую, пазовую, лобовых частей и дополнительную изоляцию головок, перегибов и выводных концов секций.

При намотке секций из проводов, имеющих изоляцию (ПЭТВП, ПЭТ-155, ПСД, ПСДК), витковой изоляцией служит изоляция провода. Если необходимо, она может быть усилена дополнительной изоляцией проводов стеклянной лентой ЛЭС впол-нахлеста или полиамидной пленкой ПМ впритык. При этом изолируют не все провода, а через один.

На рис. 19.9, а - в показаны сечения пазовых и лобовых частей катушек с круглыми и прямоугольными проводами. В катушке рис. 19.9, б отсутствует дополнительная витковая иволяция проводов, а в катушке рис. 19.9, в средние витки имеют дополнительную изоляцию. Наложение дополнительной изоляции через один проводник вызвано желанием не увеличивать толщину изоляции паза. При изготовлении катушек из шин витковую изоляцию необходимо наложить до начала изготовления катушки.

Изолировку начинают с головок, выводных концов и мест перегиба провода. В головках изолируют каждый проводник, а затем изолируют все проводники вместе, скрепляя их. Изоляцию накладывают вполнахлеста. Концы катушек, которые будут соединяться с коллектором, зачищают на нужную длину, остальную часть изолируют вполнахлеста. В местах перегибов при необходимости укладывают между проводниками простынки и изолиру-


Мобавад часта 1 7

Лобввая част*

-z -1


h 5

(

Рис 19 9 Сечение пазовых и лобовых частей якорных катушек, щнтиая изоляц я лобовыхастей; в - дополнительная витковая изоляция.

ЮТ вполнахлеста место перегиба. Затем проводники катушки скрепляют стеклянной лентой, обматывая ее вразбежку в пазовых и в /г нахлеста в лобовых частях. После этого изолируют лентой лобовые части, накладывая ее вполнахлеста. Пазовые части можно изолировать простынкой (гильзовая изоляция) или лентами. Изолирование простынками применяют чаще, так как этот процесс более производительный. Простынка представляет собой стеклянное полотно или стеклослю-динитовое полотно, на которое нанесена полиамидная пленка. Простынки промазывают бакелитовым лаком и обертывают ею пазовую часть катушки. Затем катушку устанавливают в обкатное приспособление и обкатывают изоляцию в

течение 1-2 мин.

В обкатное приспособление (рис. ,9,0, Приспособле-

19.10) катушку 5 заводят через прорезь иие дл обкатки изоляции.




и устанавливают между нажимными планками 2, имеющими длину, равную длине пазовой части катушки. Кольцо / вращается вместе с нажимными планками при помощи ролика 4. Катушка и кольцо 3 неподвижны.

После обкатки пазовой части катушку скрепляют стеклянной лентой, наложенной впритык, она же служит защитной изоляцией. Катушка готова к укладке.

В некоторых случаях до наложения изоляции катушку пропитывают в лаке и прессуют. Это делается для лучшего скрепления витков. Обкатка производится горячими планками для запекания изоляции. После зацечки производится опрессовка. Такая технология имеет более высокую трудоемкость, требует более сложного оборудования (см. гл. 16).

19.5. ИЗГОТОВЛЕНИЕ УРАВНИТЕЛЬНЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Уравнительные соединения разнообразны по конструкции. В петлевых обмотках чаще применяют уравнительные соединения вилкообразной формы (рис. 19.11). В отдельных конструкциях находят применение штампованные уравнительные кольца.

Уравнительные соединения изготовляют из шинной меди. Медь рихтуют и нарезают нужной длины. Затем лудят концы и производят изгиб секции. Сначала изгибают на ребро головку, потом выгибают по радиусу прямолинейную часть и изгибают выводные концы. После гибки секцию изолируют лентами. Изолировку начинают, отступая 20-25 м от конца, и производят в сторону головки. Сна-

ис. 19.11. Секция уравнительного соединения.

чала накладывают основную изоляцию, а затем защитную. Если изоляция на клеющих лаках, то ее запекают.

19.6. УКЛАДКА ОБМОТОК ЯКОРЯ

Технологический процесс укладки катушек и присоединения выводных концов обмотки к пластинам коллектора является наиболее сложным и ответственным. Якорь поступает на укладку с напрессованными обмоткодержателями Зяб (рис. 19.12) и коллектором /. Коллекторные пластины и пазы сердечника имеют вполне определенное положение относительно друг друга. Для этого в конструкторской документации указывают положение шпоночной канавки в коллекторе относительно коллекторных пластин, шпоночной канавки в штампованном листе относительно пазов и расположение шпоночных канавок на валу. Перед началом укладки производят осмотр якоря и проверку коллектора. При осмотре якоря убеждаются в отсутствии острых углов стали в пазах, кромок заусенцев и т. п. Обнаруженные дефекты устраняются. Кол-

лектор проверяют контрольной лампой на отсутствие замыкания коллекторных пластин между собой. Затем пазы якоря и обмоткодержатели покрывают быстросохнущим лаком. После высыхания лака производят изолировку обмоткодержателей,

Конструктивное исполнение обмоткодержателей различно. Обмоткодержатель, расположенный со стороны коллектора 3, имеет


Рис. 19.12. Якорь с обмоткой и коллектором.

цилиндрическую наружную поверхность, а обмоткодержатель, расположенный с другой стороны 6, может иметь наружную поверхность с небольшим конусом. Эта особенность вносит некоторое различие в изоляцию обмоткодержателей. При изолировке обмоткодержателя со стороны коллектора его обертывают несколькими слоями киперной или стеклянной ленты. Затем, продолжая наматывать ленту, подкладывают под нее полосы 4 гибкого миканита (изоляция якоря классов F и Н), обеспечив 2-3 слоя. Сверху полосы скрепляют лентой.

Изолировка другого обмоткодержателя производится следующим образом. На обмоткодержатель 6 накладывают стеклоткань в 2 раза шире обмоткодержателя (если обмоткодержатель не примыкает к сердечнику якоря, то ширина ткани в 3 раза шире обмоткодержателя). Край ткани свисает. На обмоткодержателе ткань крепят бандажом, который наматывается на место обмоткодержателя, где проточена канавка 7. Бандаж удерживает ткань от сползания с обмоткодержателя. Затем накладывают вдоль обмоткодержателя небольшие полоски миканита или стекломикафолия 10 и наматывают на них ленту. Можно положить большую полосу так же, как на круглый обмоткодержатель, но для того, чтобы полоса плотно легка на конус, надо сделать на ней несколько надрезов, направленных вдоль якоря. Далее, не обрывая ленты, заворачивают наверх свисающий край стеклоткани и обматывают его плотно лентой. Высота изоляции обмоткодержателей должна доходить до дна паза. В ответственных якорях и якорях тропического исполнения при наложении изоляции ее промазывают лаком и сушат.



После изолировки обмоткодержателей производят разметку якоря. Разметка якоря заключается в нумерации пазов и коллекторных пластин. При этом их взаимное положение однозначно определено чертежом. В чертежах указана разметка и ее следует перенести на якорь. Для этого согласно чертежу находят и нумеруют первый паз. Остальные пазы нумеруются так же. Определяют коллекторную пластину, лежащую напротив первого паза, и нумеруют ее согласно указаниям чертежа. Затем присваивают номера остальным пластинам. Номера пазов надписывают на якоре карандашом или мелком.

Укладку начинают с установки уравнительных соединений, которые располагают под лобовыми частями катушек на обмотко-дepжaJeляx. Уравнительные соединения изолируют, стягивают лентой и присоединяют к своим коллекторным пластинам.

Затем на дно пазов устанавливают стеклотекстолитовую прокладку 15 толщиной 0,5 мм и изоляцию 13, которая должна выходить поверх паза на 20-25 мм с каждой стороны, и укладывают первую катушку. Одной стороной катушку укладывают на дно паза, а вторая сторона остается неуложенной. Выводные концы уложенной стороны вкладывают в прорезь коллекторных пластин согласно разметке. Затем на дно второго паза укладывается одна сторона второй катушки, а вторая сторона остается неуложенной. Выводные концы уложенной стороны вкладываются в пазы коллекторных пластин, которые следуют за теми, в которые были вложены концы первой катушки. Так производится укладка, пока не будет-уложено число катушек, равное шагу обмотки. Последующие катушки одной стороной будут уложены на дно паза, а второй стороной будут уло>!<ены в верхнюю часть паза, так как в пазу уже будет находиться нижняя сторона (катушка, уложенная ранее) . .

Все последующие катушки будут укладываться одной стороной на дно паза, а второй стороной вверх паза. Между катушками устанавливается междукатушечная прокладка 14 толщиной 0,5 мм. После укладки последней катушки производится укладка последнего шага (вторых сторон катушек, с которых начиналась укладка). При укладке в пазы катушки осаживаются молотком через текстолитовую прокладку, ширина которой равна ширине паза. В процессе укладки между верхними и нижними сторонами лобовых частей катушек для предохранения от замыкания помещают полосы изоляции 5 и 9. Выводные концы катушек укладывают в шлицы коллекторных пластин по мере укладки обмотки. При этом следят, чтобы выводные концы не перехлестывались, а присоеди-нялиськ коллекторным пластинам в той же последовательности с какой они выходят из пазов якоря. При необходимости выводные концы с обеих сторон катушек маркируют, одевая разноцветные чулки. Тогда последовательность укладывания концов в пластины коллектора определяется чередованием цветов. По окончании укладки пазовую изоляцию, выступающую из паза, срезают а оставшиеся края загибают в пазы. Убедившись в правильностж 304

укладки обмотки, концы катушек, выступающие из петушков коллектора, срубают.

Если крепление катушек в пазах производится клиньями, та устанавливают прокладку под клин 12 (стеклотекстолит толщиной 0,5 мм) и забивают клинья 11. Затем якорь отправляют на бандажирование.

При укладке стержневых обмоток сначала укладывают в пазьг и прорези коллекторных пластин все нижние стержни, изолируюг их в пазу и лобовых частях. После этого так же укладывают верхние стержни. На стороне, противоположной коллектору, производят соединение верхних и нижних стержней хомутиками. Выступающие из хомутиков концы стержней срезают. Пайку или сварку-якорных обмоток производят после контрольных операций (см., гл. 14).

19.7. БАНДАЖИРОВАНИЕ ОБМОТОК ЯКОРЕЙ И РОТОРОВ

При вращении якорей и роторов развиваются центробежные силы, которые стремятся выбросить обмотку из пазов и отогнуть, лобовые части. Центробежные силы растут пропорционально квадрату скорости и во много раз превышают вес обмотки. Лобовые-части всех вращающихся обмоток, за исключением турбогенераторов, удерживаются от отгибания намотанными бандажами. Бандажи якоря 2 и 8 показаны на рис. 19.12. Обмотки в пазовых частях могут быть укреплены бандажами или клиньями. В крупных машинах всегда используют клинья. Бандажи наматывают с натяжением. Напряжение, создаваемое бандажом, должно быть всегда больше напряжения, создаваемого центробежными силами. Наложение бандажей производится на специальных бандажировочных станках или на токарных станках, специально переделанных. Якорь, устанавливается одним концом вала в патрон, а второй конец зажимается задней бабкой. На месте суппорта токарного станка устанавливается устройство для натяжения бандажа и его раскладки при бандажировании. Бандажирование может производиться стальной бандажировочной проволокой или нетканой стеклянной бандажной лентой. Бандажи некоторых машин выполняются: из немагнитной стальной проволоки, а иногда из бронзовой.

Наложение бандажа из стальной проволоки производится следующим образом. Установив якорь в станок, вручную накладывают первый виток по окружности сердечника и закрепляют его петлей. Затем включают станок и вразбег за 2-3 оборота выводят проволоку на то место, где должен начинаться бандаж. Обычно бандаж устанавливают на лобовой части над обмоткодержателями. Под проволоку подкладывают изоляцию из композиционных материалов, которая должна выступать за пределы бандажа не менее чем на 5 мм с каждой стороны. Затем начинают наложение бандажа в направлении от стали якоря к краю лобовых частей для исключения выпучивания лобовых частей у торца сердечника. Сверху изоляции под проволоку подкладывают скобы для крепле-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 [ 50 ] 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85