Главная >  Производственный и технологический процесс 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85


ния бандажа. Скобы подкладывают равномерно по всей окружности. БЬёшотав необходимое количество витков, доводят проволоку до ближайшей скобы, загибают ее на проволоку и припаивают. Затем, не откусывая проволоку, подводят ее к месту наложения следующего бандажа и производят его намотку. Намотав все бандажи, их пропаивают по всей окружности якоря.

На рис. 19.13 показана заделка первого витка 1 и последнего витка 2 бандажа. Куски проволоки, которые служили переходами А-А от одного бандажа к другому, после про-пайки удаляют. При намотке следят, чтобы между витками проволоки не было промежутков. При необходимости витки подбивают тупым бородком. В крупных машинах бандажи на лобовых частях могут накладываться в несколько слоев. В этом случае натяжение проволоки в каждом следующем слое должно быть примерно на 10 % меньше, чем в предыдущем. Если бы все слои наматывались с одинаковым натяжением, то вся нагрузка от центробежной силы пришлась бы на последний слой. В многослойных бандажах между слоями прокладывают изоляцию.

Бандажи на пазовые части обмотки наматывают в канавках якоря, образованных за счет листов якоря меньшего диаметра.

В последние годы проволочные бандажи все больше--заменяют бандажами из стеклянной нетканой ленты. Лента состоит из параллельно расположенных стеклянных нитей, пропитанных полиэфирно-эпоксидным лаком марки ПЭ-933. Толщина ленты 0,2, ши- Гпб ?Р прочности при растяжении не менее 7-10 Па. Аварийность якорей со стекловолокнистыми бандажами меньшая, чем при применении проволочных бандажей. В связи с высокими электроизоляционными параметрами стекловолокнистых бандажей подбандажная изоляция не применяется. Обычно площадь сечения стекловолокнистых бандажей принимается вдвое большей, чем площадь сечения проволочного бандажа, так как прочность бандажных лент почти вдвое меньше прочности стальной проволоки [13]. Если бандаж переходит через большие зазоры между обмотками якоря, то зазоры перекрываются полосками из текстолита или стеклотекстолита для предотвращения вминания нижних слоев бандажа в зазоры. На стекловолокнистых бандажах по возможности следует избегать установки балансировочных грузов. Если установка таких грузов неизбежна, то лучше всего накладывать на бандаж в соответствующих местах эпоксидный компаунд с 60 % свинца.

Бандажирование лентами осуществляется на том же оборудовании, на каком выполняется бандажирование проволокой, но его ,306

Рис. 19.13. Заделка на- чаяа и конца бандажа.

обычно дополняют натяжным приспособлением для ленты. Скорость бандажирования лентой в несколько раз выше, чем стальной проволокой. Витки ленты укладывают вполнахлеста, число= слоев указывается в чертеже. Во избежание расползания бандажа и образования трещин при термообработке перед намоткой на лобовые части по всей окружности накладывают слой стеклянного-полотна толщиной 0,1 мм, пропитанного эпоксидным лаком. Полотно должно выступать за пределы бандажа с обеих сторон. Ленту наматывают поверх полотна. Перед намоткой двух последних слоев выступающую часть полотна заворачивают на бандаж и на него наматывают два последних слоя. При толщине стекловолокни-стого бандажа более 1,6 мм применяют боковые упоры, препятствующие сдвигу нижних слоев верхними. При бандажировании по-краям бандажа прокладывают алюминиевые хомуты, которые после запечки снимают.

Для закрепления ленты используют паяльник, нагретый до температуры 200 °С. Им нагревают участок бандажа длиной 50- 70 мм. После остывания ленты снимают натяжение н отрезают-ленту. Забандажированный якорь подвергается термообработке Обычно тремообработка совмещается с сушкой узла перед пропиткой или с сушкой после пропитки. Режимы термообработки зависят от диаметра и конструкции узла.

В результате термической обработки бандаж приобретает монолитность, прочность и имеет хороший товарный вид. По сравнению с бандажами из стальной проволоки бандажи из стеклянной ленты более экономичны и имеют ряд преимуществ при: эксплуатации.

19.8. ОТДЕЛКА ЯКОРЯ

После укладки обмотки, забивки клиньев, наложения бандажей, пайки коллектора, пропитки необходимо выполнить следующие операции: заделать выступающий край миканитовой манжеты коллектора; проточить и покрыть якорь эмалью; обточить, про-дорожить, отшлифовать и отполировать рабочую поверхность коллектора. Эти операции объединяют под общим названием - отделка якоря.

Заделка миканитовой манжеты необходима по следующим причинам. Во-первых, выступающий край манжеты (см. рис. 18,1, а) может расслаиваться при вращении и, во-вторых, между пластиной 5 и манжетой образовывается щель 6, в которую может набиваться щеточная пыль. Заделка манжет производится намоткой бандажа из киперной ленты или шнура 4 с последующей многократной лакировкой и сушкой бандажа.

Наружную поверхность якоря покрывают эмалью для повышения влагостойкости обмотки и защиты поверхности якоря от коррозии. Эмаль закрывает все возможные щели, стыки, переходы и т. п., создавая ровную, гладкую и скользкую поверхность. Скользкая поверхность необходима для того, чтобы на якоре не задерживалась пыль лобового состава.



Для проточки коллектора якорь устанавливают на токарный станок. Иногда на этом же станке протачивают торцы колец в которые упираются внутренние обоймы подшипников. Якорь устанавливают в центрах. Для большей соосности желательно установку производить в люнеты. Проточку коллектора производят рез-


Рис. 19.14. Обработка поверхности коллектора

J-uTiroil/yZZTT--- -продувка; .-снятие фаски; 5-шлифовка;

цами (рис 19.14). Коллекторы крупных машин могут протачиваться после сборки машины. Для этого на машину устанавливают переносной суппорт с механизированной подачей


Рис. 19.15. Схема станка для про дораживания коллекторов.

После проточки коллектора высота коллекторных пластин и изоляционных прокладок между ними одинаковая. При этом щетка не сможет нормально работать, так как будет нарушаться ее контакт с медными пластинами. Необходимо уменьшить высоту изоляционных прокладок. Это выполняют фрезой, углубляясь на 0,8- 1,5 мм. Операция называется продораживанием.

На рис. 19.15, а показана схема станка для продораживания, а на рис. 19.15, б -фреза и щупы управления. Ротор 4 устанавливают на две стойки. Правая стойка имеет подвижную головку с

фрезой /, которая может перемещаться вдоль коллекторных пластин. Поворот якоря на одно коллекторное деление производится электроприводом 2 через ремень 3. Станок работает следующ/им образом (см. гл. 14). Якорь медленно вращается, а щупы скользят по торцу коллектора. При сходе правого щупа 5 с изоляционной прокладки подается сигнал на остановку якоря. Якорь останавливается, и фреза производит один проход между коллекторными пластинами. Разнотолщинность коллекторных пластин не влияет на точность установки фрезы между пластинами, так как фреза ориентирована со щупом 5. После прохода фрезы якорь начинает вращаться до схода щупа 5 со следующей коллекторной пластины. Таким образом, станок производит продораживание коллектора автоматически.

После продораживания с края коллекторных пластин снимается фаска.

При эксплуатации машины коллекторные пластины могут вырабатываться. Их периодичесми протачивают и после каждой проточки обязательно производят продораживание.

При проточке коллектора резцом невозможно получить требуемую шероховатость поверхности коллектора, обеспечивающую его хорошую работу. Это достигается шлифовкой и полировкой, которые производят специальными шлифовальными кругами, пемзой, стеклянной бумагой мелких номеров и другими материалами.

Глава двадцатая

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБМОТОК ПОЛЮСОВ СИНХРОННЫХ МАШИН И МАШИН ПОСТОЯННОГО ТОКА. ИЗГОТОВЛЕНИЕ И СБОРКА ОБМОТОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ТУРБОГЕНЕРАТОРОВ

20.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

К обмоткам полюсов относятся сосредоточенные обмотки, расположенные на неподвижных (машины постоянного тока) и вращающихся (синхронные машины, гидрогенераторы) полюсах.

Обмотки полюсов можно разделить: на обмотки из круглого н прямоугольного изолированного проводов; обмотки из шины, наматываемой плашмя, и обмотки из шины, наматываемой на ребро. Обмотки могут наматываться на полюс, на каркас, с которым они устанавливаются на полюс, а также могут быть бескаркасными. По виду работы обмотки делятся на неподвижные и вращающиеся.

Действие центробежный силы на вращающуюся катушку вызывает ряд дополнительных требований к ее конструкции и технологии. Влияние центробежной силы особенно сказывается в катушках из тонкого круглого провода, которые подвергаются при вращении деформациям, что приводит к нарушению балансировки



якоря и замыканиям между витками. Надежная междувитковая изоляция получается только у шинных катушек, намотанных на ребро, у которых давление между витками значительно ниже па сравнению с другими обмотками.

Катушки полюсов наматывают круглым проводом сечением да 7 мм2, прямоугольным до 16 мм2. При сечениях свыше 20 мм катушки наматывают медными шинами. В катушках из изолированного провода междувитковой изоляцией служит изоляция провода. В катушках, наматываемых медными шинами на ребро, изоляцию между витками вставляют в виде прокладок, а при намотке плашмя междувитковую изоляцию наматывают вместе с шинами.

Перед установкой в машину катушки пропитывают лаками или эпоксидными компаундами. После пропитки лаком катушку надевают на полюс и закрепляют при установке в машину. Пропитку катушки в компаунде осуществляют вместе с сердечником полюса. При этом компаунд скрепляет катушку с сердечником, повышая их надежность в работе и облегчая установку в машину. При пропитке в эпоксидных компаундах систему изоляции называют монолит .

Роторные обмотки турбогенераторов отличаются от других обмоток как конструкцией, так и технологией. Обмотка выполняется однослойной, концентрической. Прямолинейная часть обмотки укладывается в пазы бочки ротора и заклинивается, а короткие лобовые части, находящиеся вне бочки, удерживаются при вращении стальными бандажами и центрирующими кольцами.

20.2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШЕК ПОЛЮСОВ ИЗ КРУГЛОГО ПРОВОДА

Технологический процесс изготовления катушек состоит из операций намотки, изолировки, пропитки, сушки и контроля. Катушки можно наматывать на намоточный шаблон, на каркас или непосредственно на изолированный полюс. Катушки, наматываемые на шаблон, называются бескаркасными. Шаблон служит только для намотки. Катушки, наматываемые на каркас, называются каркасными. Вместе с каркасом они проходят все дальнейшие операции и вместе с каркасом их надевают на полюс машины.

Наибольшее применение находят бескаркасные катушки. Рассмотрим технологию их изготовления. Намотку таких катушек производят на станках различной конструкции, но все они должны иметь механизм раскладки провода. На рис. 20.1 показан шаблон, который состоит из сердечника 3 и двух щек 2 w 4. Шаблон прикреплен к планшайбе станка втулкой /. Размеры шаблона по ширине и длине должны соответствовать размерам катушки с учетом припуска на изоляцию и неплотности намотки. В щеках шаблона имеется шесть пазов для скрепления катушки после намотки. Щека 4 крепится клином 5 к сердечнику 3. При намотке раскладчик станка производит рядовую раскладку провода, передвигаясь за один оборот шаблона на расстояние, равное диаметру



Рис. 20.1. Шаблон для намотки катушки полюса.

наматываемого провода. При намотке ступенчатых катушек для образования ступеней между щекой шаблона и рядами витков могут быть установлены закладные кольца. В ответственных машинах для достижения монолитности витков при намотке ряды катушек промазывают клеющими лаками. Намотанные катушки перевязывают в нескольких местах лентой, снимают с шаблона и припаивают наконечники. Затем накладывают часть изоляции, называемую стягивающим слоем, который служит для предохранения витков от сдвига, и расклинивают внутреннее отверстие деревянными клиньями. В таком виде катушку пропитывают лаком. После пропитки клинья выбивают из неостывшей катушки. На катушку накладывают остальные слои наружной изоляции и повторяют пропитку. Повторная пропитка предназначена для заполнения пор наружной изоляции и воздушных промежутков между ее слоями. Заключительными операциями изготовления катушек являются: зачистка выводных концов, маркировка и контроль. Зачистку выводных концов от пленки лака, образовавшейся при пропитке, производят вручную металлической щеткой. Около каждого вывода проставляют буквы Н или К , означающие начало и конец намотки, а на боковой поверхности - номер чертежа.

Контроль катушек заключается в проверке габаритных размеров, активного сопротивления, количества витков, отсутствия меж-дувитковых замыканий.

Технология изготовления катушек на каркасе начинается с изготовления каркаса. Каркас изготавливают из листовой стали толщиной от 0,5 до 2,0 мм. Перед намоткой каркас необходимо изолировать. Применяемые для изоляи]ии материалы выбираются конструктором в зависимости от условий работы машины. Выполняется изоляция следующим образом. По всем четырем сторонам каркаса накладывается в два слоя полоса изоляции толщиной 1 мм. Ширина полосы должна быть равна высоте каркаса и плотно упираться краями в боковые стороны каркаса. Начало и конец полосы обрезают на конус, для того чтобы избежать утолщения в этих местах. Для предотвращения разматывания полосы поверх ее наматывают вразбег технологическую ленту. Затем для изолировки боковых сторон каркаса вырезают четырехугольные шайбы с таким расчетом, чтобы их края выступали за намотанную катушку на 10-15 мм с каждой стороны. В нарезанных четырехугольниках намечаются ширина и длина изолированного каркаса, а затем вырезается намеченная часть. Полученные таким обра-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 [ 51 ] 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85