Главная
>
Телевизионные приемные трубки телевизионные приемные трубки Телевизионное изображение можно представить состоящим из большого числа отдельных мелких элементов. Качество изображения будет тем выше, чем больше число элементов может быть воспроизведено. Например, при существующем в СССР стандарте для черно-белого телевидения (625 строк) максимальное число элементов изображения равно приблизительно 500 000 (вдоль каждой строки может быть воспроизведено около 800 элементов). Отдельные элементы черно-белого изображения отличаются только по яркости. Для получения цветного телевизионного изображения необходимо, чтобы каждый элемент изображения соответствовал аналогичному участку передаваемого объекта не только по яркости, но и по цвету. Таким образом, в цветном телевидении необходимо управлять цветом каждого элемента изображения. На первый взгляд эта задача кажется очень сложной, так как число различных цветов весьма велико, и неясно, каким путем можно изменять окраску каждого элемента изображения в столь широких пределах. Известно, однако, что самые разнообразные цвета могут быть получены смешением только трех исходных цветов. Этот принцип трехцветного воспроизведения изображений широко используется в полиграфии, кино и фотографии. Практически любой цвет может быть получен, если сложить в определенном количественном (т. е. яркостном) соотношении три основных цвета: синий, зеленый и красный. Таким образом, для получения цветного телевизйоччого изображения необходимо в пределах каждого элемента создать регулируемое по яркости свечение синего, зеленого и красного цвета. Другими словами, на телевизионном приемном устройстве надо воспроизвести три первичных изображения: синее, зеленое и красное. Цветное изображение получится в результате взаимного наложения соответствующих элементов этих трех первичных изображений. В отличие от черно-белого телевидения в цветном телевидении необходимо передать не один, а три сигнала. Каждый из этих трех сигналов соответствует передаче яркости элементов первичного изображения (синего, зеленого или красного) точно так же, как один сигнал в черно-белом телевидении соответствует яркости элементов черно-белого изображения. ЭКРАНЫ ПРИЕМНЫХ ТРУБОК ДЛЯ ЦВЕТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ Цветное телевизионное изображение можно было бы сравнительно легко получить, если ра-сполагать веществом, цвет свечения которого можно изменять в широких пределах при помощи внешних факторов (например, изменяя потенциал экрана или ток возбуждающего электронного пучка). К сожалению, такие вещества в настоящее время неизвестны. Цвет свечения современных телевизионных люминофоров зависит главным образом только от их химического состава и способа обработки. Таким образом, каждый элемент цветного изображения должен содержать три различных люминофора, светящихся синим, зелелым и красным цветом. Для трехцветных экранов наиболее пригодны следующие люминофоры: для синего - сульфид цинка, для зеленого - виллемит и для красного - фосфат цинка. Эти люминофоры отличаются насыщенным цветом свечения и высокой яркостью. Раздельное возбуждение их может производиться либо тремя отдельными электронными пучками (трехлучевые трубки), либо одним, соответствующим образом управляемым электронным пучком (однолучезые трубки). В трехлучевых трубках один электронный пучок облучает только синие , другой только зеленые , а третий только красные участки трехцветного экрана. Трехлучевая трубка имеет три отдельных электронных прожектора, на которые соответственно поступают синие , зеленые 4 и красные сигналы (т. е. сигналы, соответствующие яркости синего, зеленого и красного первичного изображения). В однолучевых трубках, как и в обычных кинескопах для черно-белого телевидения, имеется только один электронный пучок, формируемый и управляемый одним электронным прожектором. Этот пучок поочередно и в о*пре-деленной последовательности облучает синие , зеленые и красные участки трехцветного экрана, а на электронный прожектор поочередно и в той же последовательности подаются синие , зеленые и красные сигналы. При этом, например, синие сигналы подаются только в те моменты времени, когда пучок возбуждает свечение синих участков трехцветного экрана. Из всех видов трехцветных экранов наиболее перспективными являются однослойные экраны, в которых во избежание зависимости цвета свечения от положения глаз наблюдателя разноцветные люминофоры располагаются на одной поверхности, периодически повторяясь либо в одном (штриховые экраны), либо в двух направлениях (мозаичные экраны). Смешение яркостей синих, зеленых и красных люминофоров, необходимое для создания впечатления цветного изображения, достигается за счет так называемого пространственного смешения цветов, заключающегося в том, что поверхность, состоящая из периодически повторяющихся мелких разноцветных элементов, при рассматривании с достаточно большого расстояния кажется окрашенной равномерно. Такой способ смешения цветов часто используется в текстильной промышленности для придания цвета однотонной ткани путем сплетения разноцветных нитей. Таким образом, каждый элемент цветного изображения на однослойном экране, состоящий из люминофоров синего, зеленого и красного цвета, при рассматривании с достаточно большого расстояния кажется окрашенным в соответствующий суммарный цвет, зависящий от соотношения яркостей этих трех люминофоров. Существуют два основных способа изготовления однослойных мозаичных и штриховых экранов: печатание и фотоспособ. Способ печатания заключается в том, что на стеклянную пластину экрана накладывается трафарет, через который наносится один из трех люминофоров (например, синий ). Затем эта операция повторяется для остальных
|