Главная
>
Выпрямитель преобразовывающий ток Поэтому все более широкое применение в переносной аппаратуре находят щелочные аккумуляторы раз личных типов: кадмиево-никелевые (КН), железо-инке-левые (ЖН) и серебряно-цинковые (СЦ). Все они являются аккумуляторами закрытого типа. Наиболее широкое распространение получили КР и ЖН аккумуляторы. По своим конструктивным и электрическим характеристикам они незначительно отлпча ются друг от друга. Как положительные, так и отрицательные пластины изготовляются в виде отдельных пакетов (ламелей) из тонкой перфорированной никелированной стали. Внутри пакета помещается активная масса. Пакеты впресс0)3ы-ваются в решетки из никелированной стали. Соединенкг как положительных, так и отрицательных пластин между собой, а такгке с внешними выводами осуществляется при помощи полосок никелированной стали, приваренных к пластинам. Активная масса положительных пластин состоит нз окислов никеля, смешанных с графитом для повышения ее электропроводности. Активная масса отрицательных пластин в КН аккумуляторах состоит из смеси порошкообразного кадмия, железа и их окислов, а в ЖН аккумуляторах - из железа и его окислов. Пластины помещаются в сосуды, изготовленные из листового железа при помощи сварки, наружная сторона которых-никелируется для предохранения от ржавления. Пластины изолируются друг от друга эбонитовыми палочками, так что между ними остается зазор порядка миллиметра. В КН аккумуляторах положительные пластины прижаты или приварены к стенкам сосуда, вследствие чего сосуд находится под положительным потеи-циалом, а число положительных пластин на одну боль ше, чем отрицательных. В Ж И аккумуляторах сосуды находятся под отрицательным потенциалом и имеют больше (на одну) отрицательных пластин. К стенкам сосуда приваривается крышка, так что аккумулятор получается очень прочным в механическом отношении. В центре крышки имеется отверстие для заливки аккумулятора раствором электролита, закрываемое специальной пробкой, имеющей канал для выхода газов. В качестве электролита в КН и ЖН аккумуляторах применяется щелочь - водный раствор едкого кали с добавкой едкого лития или водный раствор едкого натрия с добавкой едкого лития. Плотность электролита колеблется в пределах 1,!8-1,21 при 15 °С. Введение в электролит едкого лития дает возможность увеличить срок службы аккумуляторов по крайней мере в 3 раза. Аккумуляторы с составным калиевым раствором нормально работают при температуре от -20 до -1-35° С, а с составным натрием - при температуре от О до +45 °С. Достоинством щелочных аккумуляторов является то, что они не требуют тщательного ухода. Эти аккумуляторы не боятся сотрясений, могут длительно находиться в разряженном состоянии, без вреда для себя выносить перегрузки и короткие замыкания, которые для кислотных аккумуляторов представляют большую опасность. Саморазряд у щелочных аккумуляторов меньше, чем у кислотных. Существенным недостатком КН и ЖН аккумуляторов, ограничивающим их применение в стационарных установках, является значительное изменение напряжения. 11апрял<ение подзаряда, которое необходимо поддерживать на полностью заряженных КН и ЖН аккумуляторах, составляет 1,58-1,60 В на аккумулятор. При отключении зарядного устройства ЭДС полностью заряженного КН аккумулятора падает до 1,4 В, а ЖН аккумулятора до 1,5 В. В процессе разряда КН и ЖН аккумуляторов напряжение понижается тем быстрее и достигает тем меньших значений, чем больше разрядный ток. Так, при 8-часозом режиме разряда и температуре электролита --25°С напряжение обоих типов аккумуляторов составляет 1,15-1,18 В, т.е. внутреннее сопротивление их существенно больше по сравнению с кислотными аккумуляторами. С повышением температуры электролита разрядное напряжение несколько повышается. Ток разряда определяется как частное от деления номинальной емкости аккумулятора на длительность режима разряда. Столь значительное изменение напряжения КН и ЖН аккумуляторов исключает возможность применения буферного режима их работы. Номинальной емкостью КН и ЖН аккумуляторов считается емкость, которую отдают эти аккумуляторы в режиме 8-часового разряда при иапряжении не ниже 1,0 В и температуре 25 °С. Понижение температуры электролита приводит к уменьшению емкости. Нормальному режиму заряда КН и ЖН аккумуляторов соответствует ток, численно равный четверти номинальной емкости. Конечное напряжение заряда при этом составляет 1,78-1,80 В. Еще одним существенным недостатком этих аккумуляторов по сравнению с кислотными является существенно меньшая отдача их по емкости и по энергии. Отдача по емкости составляет 0,66 при температуре --25°С, а по энергии - 0,47-0,5. В настоящее время широко используются безламель-ные кадмиево-никелевые аккумуляторы (КНБ), обладающие существенно меньшим внутренним сопротивлением, а такисе лучшими габаритно-массовыми показателями по сравнению с ламельными КН аккумуляторами. Пластины этих аккумуляторов составляются не из отдельных пакетов (ламелей), а изготовляются путем прессовки порошкооОразной активной массы на стальную раму. Для изоляции пластин разной полярности используется капроновая ткань или пленка винипласта. Основными недостатками, ограничивающими применение КНБ аккумуляторов в стационарных установках, являются малый срок службы и сравнительно высокая стоимость. Благодаря высоким эксплуатационным показателям за последние годы нашли широкое применение серебряно-цинковые аккумуляторы. СЦ аккумуляторы по своему устройству аналогичны КНБ аккумуляторам. Aktiib-ным материалом положительных пластин служит впрессованная окись серебра, а активный материал отрицательных пластин состоит из цинкового порошка. Блок положительных и отрицательных пластин размещают в пластмассовом корпусе. Электролитом в СЦ аккумуляторе служит раствор едкого кали плотностью 1400 кг/м. Количество электролита, необходимого для работы аккумулятора, невелико. Поэтому аккумулятор может устанавливаться в любое положение, что является его большим преимуществом. Электродвижущая сила полностью заряженного аккумулятора равна 1,82-1,86 В, напряжение при разряде примерно 1,5 В. Достоинством СЦ аккумуляторов являются очень малое внутреннее сопротивление и хорошие габаритно-массовые показатели.
|